Ветер. Скорость ветра, шкала Бофорта

Знание о скорости ветра, его силе воздействия на окружающую среду, возможность прогнозирования и использования скорости и направления ветра для планирования маршрута или стратегии в парусной гонке необходимо яхтсменам, так как ветер это основа яхтинга.

 

 

 

 

 

Ветер и его скорость

Скорость ветра

В первую очередь яхтсменов интресует информация — какова скорость ветра на данный момент, то есть можно ли выйти безопасно в море или использовать этот ветер для соревнований, и какова будет прогнозируемая скорость ветра. Информацию о скорости ветра получают из различных источников — это объявления в марине, предупреждения по NAVTEX, информация с метеорологических сайтов. Для того. чтобы «читать» информацию с метеокарты. Для каждой области существуют также атласы и карты ветров, где можно посмотреть какой преимущественный ветер предполагается в выбранный момент времени. В атласе используются данные измерений средней скорости ветра за час на высоте 10 м и усредненные за десятки лет. Измеряют скорость ветра и по наблюдаемому воздействию на окружающую среду.

Скорость ветра непосредственно на яхте также измеряется анемометром в м/с и в узлах, для яхтсменов привычней измерять ветер в узлах (морские мили в час). Для обозначения скорости и направления ветра на синоптических картах используют специальные значки. Читать значки на карте надо уметь, особенно для планирования маршрута.

Какой ветер измеряет анемометр? Прибор для измерения скорости ветра – анемометр, измеряет вымпельный (app) или истинный (true) ветер в зависимости от выбранной настройки. Причем истинный ветер измеряется вычислительным способом, используя данные о скорости яхты. Для яхтсменов интересен в первую очередь вымпельный ветер. Вымпельный ветер это ветер, который получается сложением истинного ветра, дующего над земной поверхностью и курсового ветра, образующегося от движения яхты. Вымпельный ветер ощущается на яхте, именно по нему и нужно настраивать паруса. Как легко заметить, этот ветер будет немного острее, чем собственно истинный ветер. Планируя путешествие, следует учитывать воздействие этого ветра на экипаж, например в прибрежном круизе лавировка против ветра может быть утомительной для неподготовленного экипажа, ведь при движении против истинного ветра он будет складываться с курсовым. Это именно те моменты, когда брызги будут лететь в лицо, а яхта кренится. Наоборот, при хождении полными курсами, вымпельный ветер, ощущаемый на борту, будет меньше, для экипажа на борту он может и не ощущаться.

Шкала Бофорта

Шкала Бофорта есть эмпирическое описание силы ветра в зависимости от волнения на море. Шкалу предложил ещё в 1806 году английский адмирал Фрэнсис Бофорт, для внесения единообразия в определение силы ветра и его воздействия на море и объекты на суше. Скорость ветра добавили в шкалу Бофорта позднее, в 1925 году. Первоначально в шкале было 13 уровней, от 0 до 12 баллов, но в 1955 году Бюро погоды США расширило шкалу до 18, так как на побережье США постоянно обрушиваются мощные тропические шторма, для которых не нашлось места в «стандартной» шкале Бофорта. Теперь максимальное количество баллов штормов и ураганов – 17. Шкала оказалась весьма удачным изобретением и в настоящее время используется для моря и для суши. Для описания уровней были использованы термины – названия погодных явлений в зависимости от силы ветра, например – штор (gale), бриз (breeze), ураган (hurricane). Описание тропических циклонов по расширенной версии шкалы Бофорта различается в зависимости от места их действия. В общем случае для определения ветра к какой либо категории этой шкалы, используется максимальный постоянный ветер, то есть определение скорости ветра за определенный промежуток времени, обычно за 10 минут.

Шкала Бофорта до 12 баллов принята Всемирной метеорологической организацией.

Надо сказать, что не всегда существует точная корреляция между волнением и скоростью ветра, поэтому шкалу Бофорта надо использовать с осторожностью. Бывают моменты, когда волнение почти отсутствует, но скорость ветра весьма высока.

Ветер в яхтинге

Ветры для парусного спорта

Одни из важных ветров для яхтсменов – это бризы. Они возникают из-за разницы нагрева суши и моря. Это предсказуемые ветра, дующие в дневной период с моря в сторону суши, а в ночное время, наоборот, с суши на море. Бризы имеют ограничение по расстоянию, как правило, зона действия бриза составляет 0.5 мили от берега и 10-20 миль в море. Бриз, как правило, дует не с одинаковой силой – дневной бриз усиливается до 14 часов и может дуть со скоростью 10-15 узлов, при этом в северном полушарии при усилении слегка изменяет направление направо, а ослабевая, заходит налево. Высокий обрывистый берег со скалами, строения на берегу – препятствуют ветру и создают завихрения. При использовании бриза на гонках и в регатах следует учитывать ветровую тень и изменение ветра в пограничной зоне у берега.
Если ветер дует в сторону берега, то под высокой стенкой у воды образуется обратный поток, который действует на расстоянии равном высоте препятствия.

Ветер с суши (ночной бриз) значительно усиливается вдоль долин, оврагов и русел рек.

Очень слабый ветер как правило не устойчивый, направление нового ветра надо смотреть по отдельным порывам и полосам ветра.

Сильный ветер обычно порывист.

Кучевые облака сопровождаются усилением слабого ветра, а мощные кучевые и грозовые облака сопровождаются сильными шквалами.

С высотой скорость ветра увеличивается. Это надо учитывать яхтам с высоким парусным вооружением. Особенно заметно это на озерных акваториях и на больших реках, берега которых покрыты лесом.

Усиливаясь, ветер обычно поворачивает направо, а ослабевая — налево.