Сам по себе сертификат — всего лишь бумажка или кусок пластика, соотвественно и стоимость его невелика. Большое значение, стоимость и затраченное время имеют знания и умения, обучение на уровень с высокой отвественностью — яхтенный капитан любитель. В настоящее время сертификат шкипера — Bareboat Skpper IYT, выпускается в виде пластиковой карты. Следующие сертифтикаты выпускаются и в бумажном виде — это сертификат VHF Radio operator — радиодело, International Crew — квалифицированный член экипажа, Flotilla Skipper — капитан яхты в составе флотилии. Впрочем, их тоже можно заказать в виде удобной пластиковой карты. На сертифтикате капитана — пластиковой карте, нанесены все необходимые сведения для идентификации держателя карты — фотография, дата рождения, номер сертификата и срок его действия, школа выдавшая сертификат. Имея эти сведения, можно проверить любой сертификат и школу, обучавшую яхтенного капитана. Но получить вожделенную «корочку» не просто. Она подтверждает, что держатель «яхтенных» прав, Bareboat Skipper IYT имеет необходимые знания и навыки для безопасного управления яхтой до 24 метров с удалением от берега в зоне действия УКВ радиосвязи. Быть капитаном — это большая ответственность, капитан на борту даже маленькой яхты — второй после бога человек. Поэтому все уважающие себя яхтенные организации и яхтенные школы, никогда не продадут именно сам сертификат не удостоверившись, обладает или нет кандидат в капитаны не только соотвествующими знаниями, но и необходимыми качествами для капитана. В конце концов, научить всему за двухнедельный курс невозможно, но отсутствие необходимых качеств может быть препятствием к получению квалификации капитана. Например, в системе обучения яхтингу Королевской яхтенной Ассоциации — RYA, вердикт о «годен-не годен» выносит инструктор, но иногда на основании своих субъективных ощущений. В системе IYT подход более формализован, инструктор составляет характеристику-отзыв на каждого «студента», где отмечает успешно выполненные упражнения и потом уже рассматривает личность будущего капитана. На основании этой характеристики яхтенная школа выносит решение о выдаче сертификата о соотвествующей квалификации. Возникает вопрос, а как много учебного материала можно пройти за 14 дней, что изучается во время этого достаточно краткого курса? В соотвествии с рекомедуемым количеством учебных дней — будущему ятенному капитану необходимо быть в море не менее 10 дней и часть из них должна быть в виде перехода, где кандидат демонстрирует умение составить план перехода и показать владение навигационными техниками. Также необходимо сделать ночной выход в море. В течении курса изучаются в теории и потом на практике МППСС — правила предупреждения столкновений, радиодело, навигация, в том числе и практическая, основы метеорологии, моорское право, затрагивается тема приливов. Это целый пласт разнообразнейших знаний, и курс на яхтенного капитана дает только минимально необходимые знания и навыки. Остальное необходимо изучать самостоятельно и постоянно повышать свою квалификацию. Например, набравшись необходимого практического опыта — 3000 миль и более, пойти на курс YachtMaster IYT.

 

На вопрос — можно ли купить у нас сертификат, обычно отвечаю — да, но придется заплатить своим временем, вниманием, а взамен с кусочком пластика приобрести нечто более ценное — новые знания и умения. И в этом случае сертификат шкипера будет ключом к новым путешествиям, встречам, прключениям и достижениям.