Практическая навигация – навигационные техники

Допустим, вы имеете представление о навигации и уже знаете, как составить навигационный план перехода. В этой же заметке мы рассмотрим дополнительные навигационные техники, облегчающие жизнь шкипера.

 

 

 

 

 

Не всегда в море есть возможность плотно работать с картой и определять свои координаты – это крен  яхты и лавировка парусной лодки, тряска на моторной, а также возможное волнение на море. Не говоря уже о том, что работать при качке в салоне или каюте с картой и мелкими цифрами это гарантированно получить симптомы морской болезни даже самым устойчивым яхтсменам. Поэтому вся предварительная работа должна быть проведена до выхода в море и проведена как можно более полно и тщательно. Рассмотренные навигационные техники относятся к планированию и подготовке перехода.

Путевая сетка

Очень хорошим способом работы с картой является нанесение путевой сетки. Этот метод хорошо применять с использованием GPS приемника. Предварительно, вдоль вашего пути наносится сетка с обозначением в некоторых узловых точках координат. Во время перехода GPS выдает расстояние до очередной путевой точки и отклонение от курса на неё. Используя сетку очень легко нанести свою позицию на карту на глаз, используя отклонение от курса и расстояние до цели и сетку. Это точный и быстрый метод.  Не имея GPS приемника и используя линии позиции вы также быстро определите свое местоположение и отклонение от курса.

Паутина

Когда вы приближаетесь к цели можно использовать метод «паутина». Он хорош, когда вы делаете переход например вне видимости береговых ориентиров и приближаетесь к точке на берегу, например в марину. От это точки необходимо провести линии, исходящие из этой точки под одинаковыми углами и концентрические дуги, пересекающие их на равном расстоянии между собой. В некоторых точках для ускорения определения местоположения также можно нанести координаты. Паутина помогает при лавировке, когда нужно делать всё уменьшающиеся галсы при приближении к цели. Главное условие при использовании этих методов – чтобы GPS и сетка были в одних единицах, в магнитных или истинных градусах.

Альтернативные путевые точки

Картушка компаса на карте

Используя её как путевую точку, мы можем очень быстро определить свое местоположение на карте. Например, GPS даст пеленг и расстояние до этой точки — центра картушки, дальше останется лишь приложить линейку, совместить её с соотвествующей величиной на шкале картушки и местоположение на карте легко определить.

Использование опасности в виде путевой точки

Этот метод хорош тем, что он заставляет контролировать опасность и позволяет её безопасно обойти. Особено, если навигатор будет использовать безопасный пеленг, например нарисует линию пеленга на безопасном расстоянии от опасности — камня, скалы.  Все углы должны быть в одних единицах — в магнитных или истинных градусах на карте и в GPS.