Пилотаж (лоция)

В этой статье, посвященной обучению яхтингу, мы рассмотрим некоторые особенности пилотажа. Навигация подразумевает, что позиция яхты определяется нанесением на карту, а пилотаж означает, что яхта управляется по видимым ориентирам.

 

 

 

 

 

С помощью пилотажа яхта управляется в начале плавания и в конце, обычно при заходе в порт. А также при прохождении каналов и узостей. Лучше всего, когда пилотаж осуществляет лоцман. На больших кораблях требование лоцмана на борту при проходе каналов, захода в порты со сложной навигационной обстановкой является обязательным. Например – танкеры, направляющиеся в Австралию должны пройти извилистым и длинным каналом среди рифов Большого Барьерного Рифа, причем ширина канала иногда менее 100 метров. Излишне говорить, что кроме лоцмана, работающего многие годы, никто лучше не проведет судно. Для небольшой яхты обязанности лоцмана должен выполнять капитан. Однако это не очень хорошо, особенно если навигационная обстановка сложная. Лучше всего, если делать проводку и наблюдать будет отдельный член команды, ну или можно воспользоваться автопилотом. Почему предпочтительней наблюдать глазами? Дело в том, что электронные приборы имеют погрешность — GPS и ГЛОНАСС для гражданского пользования специально «загрублены» и точность иногда составляет десятки метров и более. А при проводке иногда необходима точность вплоть до нескольких метров. Также учитываем, что в некоторых районах карты уже устарели, но именно по этим картам сделаны их электронные аналоги и происходит определение координат. Часто можно видеть, что  трек яхты на электронной карте проходит по берегу, но реально конечно, она в море. Ну и самый главный вопрос – вы чему больше поверите, тому, что видите глазами – берег, знаки, или то, что нарисовано на карте?

Для успешной проводки яхты необходимо знать специальные знаки, которыми обозначают опасности – это маяки, знаки навигационной опасности, латеральные и кардинальные знаки. Международная ассоциация обслуживания маяков (IALA) приняла стандартную международную систему ограждения опасностей. Теперь яхтсмен, где бы он ни был, выучив огни и знаки, всегда может точно сориентироваться и обойти опасность. Подробней о знаках мы рассказываем на теоретическом курсе Bareboat Skipper IYT.

buoyage3-1

Схема пилотажа и использование знаков навигационной обстановки днем

buoyonnight-1

Те же самые знаки уже в ночное время

Особенности пилотажа

Необходимо составить четкий план лоции заранее. Нужно определить, в какое время вы выходите и в какое время придете – светлое или темное. Это нужно для того, чтобы определить заранее по каким ориентирам вы будете идти, какие знаки использовать или на какие огни обратить внимание. Очень хорошо для пилотажа и навигации использовать створы. Створ — это визуально совмещение двух географических ориентиров. Это могут быть естественные ориентиры или специальные навигационные знаки. Администрация портов часто устанавливает створы для обозначения пути или канала в порт. Что нужно учитывать яхтсменам? Часто, створы устанавливают для судов с высоким мостиком, и капитан на небольшой яхте может ошибиться при определении створа. Если же специальных навигационных знаков створа нет, надо использовать естественные ориентиры. Перед пилотажем необходимо иметь в запасе несколько вариантов створа, отметить на карте все необходимые пеленги и активно пользоваться компасом пеленгатором во время лоции.

При использовании пилотажа по глубине – убедитесь заранее, какую глубину показывает ваш эхолот – от киля или от днища, и вообще, правильно ли он откалиброван.

При прохождении каналов, отмеченных вехами или буями, учтите, что они могут быть расположены на достаточно большом расстоянии, и надо также активно пользоваться компасом пеленгатором для определения курса на следующий буй, иначе можно сбиться с пути и сесть на мель. Особенно это актуально для местности с приливными течениями. 

Кстати, в настоящее время, все яхты под иностранным флагом, заходящие в территориальные воды РФ должны иметь лоцмана на борту. Сейчас этот закон прорабатывается и уточняется.