Парасейлор — парус-крыло

Яхтинг с самого начала преследовал, если так можно выразиться, развлекательные цели. Однако тяга к развлечению людей на воде подвигла конструкторскую мысль к поиску новых форм судов для достижения новых скоростей, для более комфортного и безопасного плавания. Конструкторы парусов тоже не отстают иразрабатывают совершенно новые формы паруса.

 

 

 

 

В яхтостроении постоянно разрабатываются и применяются новые материалы и технические решения. Стоит только посмотреть на изменение формы корпусов яхт, которые произошли всего за 50 лет, да что там говорить, почти каждый год появляются новые смелые решения. На сегодня, можно сказать, что яхтинг в конструкторском и исследовательском плане не только не стоит на месте, а напротив, является полигоном для опробования новых концепций и технических решений.  Это касается ипарусов. Мы можем наблюдать, как появляются совершенно новые паруса — асимметричные спинакеры, такие например, как Code Zero. Сегодня мы поговорим ещё об одном новшестве — парасейлоре. Этот удивительный парус уже можно видеть на некоторых яхтах и что самое интересное — его разрешили использовать в гонках по классификации IRC.

История создания

Яхтсмены знают, что применяя спинакер, возможны следующие негативные явления — «дергание» лодки и создающийся под действием сил дифферент на нос.  Част онекотролируемое приведение локди к ветру и брочингю. Лодка становится рыскливой, падает скорость, рулевому приходится прилагать дополнительные усилия, часто, для компенсации этого явления экипаж «кучкуется» на транце. При слабых ветрах спинакер может вообще перестать держать свою форму, опасны для него и резкие порывы ветра. Для борьбы с этим явлением было предложено снизить давление ветра на спинакер, для этого делались попытки — сделать сквозные щели и создать тканевые трубки вшитые в парус, слегка направленные вниз (смотрим от кормы), чтоб возникающая реактивная тяга на них направленная вверх, уменьшала вертикальную составляющую, направленную вниз. Этo так называемый Venturi spinnaker, попытки применения которого были ещё в 50-х годах 20-го века. Этот парус работал уже устойчивей, однако эффект оказался очень низким и почти не ощущался. Удачным оказался гибрид паруса и крыла, похожего на летающее крыло — парасейл. Этот парус представлял из себя спинакер снабженный щелью в верхней части паруса с крылом. Его и назвали по аналогии — парасейлор.

parasailor8-1

Редкий Venturi spinnaker не получил распространения

Что такое парасейлор

Этот парус представляет из себя спинакер, в который вшито самонастраивающееся крыло. Это крыло состоит из двух частей, при набегании потока воздуха оно принимает выпуклую форму и самоподдерживается в таком состоянии. Несмотря на кажущуюся сложность и обилие деталей, постановка и работа паруса не вызывает никаких проблем. А надо сказать, что количество деталей в несколько раз больше,  чем на обычном парусе. Что самое интересное — возникающая сила, направленная вверх ощутимо уменьшает дифферент на нос —  до 20%, при этом, несмотря на наличие большой щели, занимающей примерно 25% площади всего спинакера, это не сильно отражается на уменьшениитяги. На испытаниях было зафиксированы падение всего на единицы процентов. Чудо? Нет, всего лишь удачная конструкторская мысль сочетать парус и крыло. Этот парус создал Хартмут Шедлих, яхтсмен с большим стажем, основатель компании Parasailor. Парус создавался не просто, это стало возможным благодаря наличию современной вычислительной техники, так как требовалась масса расчетов трехмерного обтекания крыла воздушными потоками. Но результат превзошел ожидания.

parasailor6

Преимущества паруса

Итак, что дает использование крыла на парусе?
1. Отверстие дает стабилизацию работы паруса — избыточное давление попросту сбрасывается.
2. Наличие щели в верхней части перенаправляет усилие на нижнюю часть паруса, тем самым уменьшая крен
3. Крыло работает в виде латы, поддерживая правильную форму паруса, что благоприятно сказывается при слабых ветрах. Но все же этот парус для хорошего ветра.
4. Крыло создает тянущий вверх и вперед момент, разгружающий нос яхт и компенсирующий потерю площади паруса из-за отверстия.
Многие путешественники, особенно те, кто двигается с попутными ветрами, избирают парасейлор, так как этот парус не нуждается в особой настройке и позволяет спокойно жить экипажу на борту. Недаром его можно увидеть на катамаранах, этих судах, которые двигаются преимущественно с попутными ветрами.  

parasailor2-1

Что является негативным во всей этой истории, так это цена. Несмотря на рекламные заверения производителя, что парус будет лишь немного дороже, реально его цена в три раза дороже обычного спинакера. Несмотря на это, мастерская, изготавливающая такие паруса, уже перегружена заказами.