Навигация по радару

Навигация с помощью радара имеет свои особенности. Радар очень хороший электронный инструмент, но не лишенный недостатков. В этой статье рассмотрим особенности навигации по радару.

 

 

 

 

 

Когда можно использовать радар для навигации? Во-первых, в ситуации ограниченной видимости. При наступлении этой ситуации (напомню, что темное время суток к ней не относится) необходимо нести постоянную радарную вахту. Во-вторых, радар может быть включен всегда или по указанию капитана, например в районах с интенсивным судоходством.  Можно использовать радар для навигации в прибрежном плавании или при заходе-выходе в порт при пилотаже  — лоцманской проводке.
Итак, сначала рассмотрим некоторые проблемы при использовании радара для навигации и лоции.
Во первых, при крене яхты, уже свыше 12.5 градусов, луч радара идет не вдоль поверхности Земли, а вверх, и не показывает объектов. Поэтому следует уменьшить крен и внимательно относится к показаниям радар во время сильного волнения. Во вторых, существует ограничение в радиусе действия радар – он работает лишь немного дальше линии горизонта и это расстояние находится в прямой зависимости от мощности радара. Также существует зависимость между выбранным диапазоном и размером обнаруженных радаром объектов. На большем выбранном диапазоне радара (range) размер определяемых целей крупный, то есть чем расстояние до цели больше, тем и определяемый объект будет крупнее, а несколько мелких целей будут показываться как одна. Поэтому надо точно настраивать диапазон радара в зависимости от целей навигации. Также следует учитывать, что радар не показывает осыхаемых камней и других опасностей под водой, мелей и низкого берега. Навигация по радару должна осуществляться в тесной связке с картой для достижения наилучшего результата.
Итак, для навигации используем режим дисплея радара «на север» точно также, как и на карте. Удобство радара для навигации в том, что он очень точно показывает расстояния. Для навигации используем EBL – электронные линии пеленга и VRM – изменяемый радиус дальности. Сначала составляем навигационный план, затем устанавливаем значение пеленга на цель и необходимый размер круга дальности (VRM). При подходе к устью реки или к входу в гавань, устанавливаем на нужные нам значения VRM и EBL и внимательно смотрим за прибором по мере выполнения маневра. Не забываем изменять диапазон радара при подходе к цели, например на самом входе в залив, гавань или порт. Внимательно следим за показаниями эхолота. Если вы осуществляете навигацию из рубки или салона, наверху всегда должен быть человек, совершающий постоянное наблюдение. Особенно это важно в тумане.  
При использовании радара для навигации необходимо помнить, что он очень точно определяет расстояния, но определять пеленги по нему не стоит в силу разных причин. Во первых, если радар не подключен к GPS, он всегда определяет только относительный пеленг на цель от носа лодки. Для того, чтобы определить свое положение нужно использовать цели, хорошо различаемые на карте и на экране радара. Это может быть обрывистый берег и заливы. Для определения положения нужно от выбранной точки на карте нарисовать циркулем радиус, соответствующий расстоянию, определенному радаром. Нарисовав радиусы от нескольких точек на карте вы получите свое местоположение. То есть для определения местоположения для целей навигации по радару используем значения расстояний до объектов.

На профессиональных радара есть функция параллельного курсоуказания. Аналогом  может служить функция «плавающих» VRM и EBL, реализованная на некоторых типах радаров. Эта функция дает возможность отсчитывать данные с любой определенной пользователем точки на экране радара.  
Подводя итог., можно сказать, что радар это очень полезный инструмент для навигации и пилотажа, однако требует умения обращаться с ним.

Пройти сложную науку навигации можно на теоретическом курсе Bareboat Skipper IYT, что проходит каждый месяц. После прохождения курса останется лишь выйти в море и вы уже — настоящий яхтенный капитан! Расписание курсов.