Как избежать тропического циклона

Не всегда возможно предупредить место зарождения тропического циклона и путь его возможного движения. Поэтому опасность попасть в шторм и даже ураган остается у судов находящихся в море. На яхте может и не быть сводки погоды и погодных факсов, поэтому каждый мореплаватель должен внимательно следить за внешними признаками изменения погоды и действовать соответственно.

Признаки приближения тропического циклона

Несколько прзнаков, которые свидетельствуют о том, что возможно придет тропический циклон:
Постоянное падение барометра. Сильное и резкое падение может свидетельствовать о приближении шторма, а может и нет, но если постоянно в течении нескольких часов наблюдается падение давления — барическая тенденция,  и составляет она не менее 10 мбар/3 часа, это точно свидетельствует о приближающемся шторме, какой бы силы он ни был. Однако все же барическая тенденция свидетельствует о существующем явлении — падении давления и не говорит о том, что будет дальше. Другие признаки в данном случае могут быть более информативными в плане прогноза. Особенно внимательно следует смотреть за изменениями происходящими на небе.  Однако, если барометр падает до критических значений, это значит что вы находитесь в зоне депрессии, и надо быть готовым ко всему.

На небе — появляются перистые «когтистые», нитеобразные с загнутыми концами облака. Также можно наблюдать перисто-кучевые облака, которые сходятся в одной точке горизонта. Вспомним, что тропический циклон представляет из себя плотную массу облаков, окружены иногда чистым небом.

На море — появляется зыбь, которая идет против ветра. На спутниковых снимках видно, что она может наблюдаться даже за 400 миль от центра циклона. Зыбь усиливается по мере приближения тропического шторма.

Скорость ветра — увеличивается.
Иногда появляется затишье, вслед за которым следует усиление ветра.
Вокруг солнца или Луны появляются венцы или такое явление, как гало.
Воздух насыщается электричеством и при радиоприеме слышится сплошной треск, который усиливается по мере приближения к центру циклона.
При непосредственном приближении циклона ветер начинает «заходить» и завывать.
Небо темнеет и приобретает зловещий вид.

Hurricane-Sandy-

Даже в закрытой бухте яхта не защищена от буйства стихии

Определение направления движения тропического циклона

Итак, по всем признакам становится известно — шторму быть. И теперь главной задачей становится определения центра циклона, чтобы решить следующую задачу — а куда, собственно бежать? Для северного полушария правила будут такие —
Если давление падает, а ветер заходит вправо (по часовой стрелке), то циклон подходит к судну своей правой сторойной.
Если усиление ветра сопровождается его изменением влево — против часовой стрелки, то судно сближается с левой частью тропического циклона.
Для южного полушария все ровно наоборот.
Ну а если давление падает, а ветер не меняется, то судно находится прямо на пути центра циклона.

 

Как убежать от шторма?

Конечно, самым простым будет ответ — не попадать в него вовсе, иметь на борту последние синоптические карты и уметь их читать, обладать навыками прогнозирования погоды, хотя бы приблизительного. Принимать сигналы о штормовом предупреждении и иметь выход в интернет. Однако не всегда это возможно, а тропические циклоны зарождаются достаточно быстро и существовать могут до 7 дней, причем находясь в движении, сливаясь с другими циклонами, делая в своем движении даже скачки и внезапно распадаясь.
Тропический циклон двигается с достаточно небольшой скоростью и всегда существует шанс убежать от него. Некоторые гоночные океанские яхты могут даже «бежать» впереди циклона, используя нужный ветер. Однако на страже их безопасности стоят весьма профессиональные гонщики, береговая команда обеспечения, свежайшая метео-информация.

Clipper-11-12

Во время кругосветки Clipper Round The World, яхты иногда попадали на края тропических циклонов

Правила «убегания»

В общем случае для северного полушария надо убегать так, что если надвигается левая половина или центр циклона,  надо изменить курс судна так, чтобы ветер дул в корму справа — двигаться бакштагом правого галса. Если приближается правая часть циклона — двигаться курсом бейдевинд правого галса. При этом надо двигаться до тех пор, пока не появится рост давления. В южном полушарии надо при приближении левой стороны или центра — двигаться курсом бакштаг левого галса, а при приближении правой стороны — бейдевиндом левого галса. Однако этим правилам не надо слепо подчиняться, нужно всегда учитывать конкретную навигационную обстановку, постоянно проводить метеонаблюдения и корректировать курс.

Самое опасное место — если яхта оказалась с внутренней стороны петли по ходу движения тропического циклона. Он двигается не всегда прямолинейно. В этом случае убежать от стихии весьма проблематично, и неприятный последствий не избежать.
Куда бежать? Лучшим укрытием будет служить закрытая бухта. Надо понимать, что если тропический циклон уже близок, надо думат в первую очередь о спасении человеческих жизней. В тайфуне погибнуть можно очень с большой долей вероятности, а если высадиться на берег в бухте — появляется больше шансов. Однако  в случае прихода тайфуна на берег — с яхтой можно попрощаться, множество судов выбрасывается ежегодно на побережье Карибского бассейна и безвозвратно гибнет.