IPad как картплоттер

Главный вопрос, который стоит перед владельцем планшета — можно «забить» IPad большим количеством навигационных программ, но может ли он выжить в суровой реальности путешествия на море?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IPad от Apple купили миллионы пользователей, и конечно, многие из них используют планшет на лодках. Итак, самое главное, это читаемость информации с экрана этого электронного прибора. Сразу отметим недостаток: видимость при ярком солнечном свете недостаточна. Также, если вы находитесь в поляризованных очках, в вертикальном режиме на экране почти ничего не видно. Что касается функционала, Ipad может делать почти все, что умеет портативный компьютер — ноутбук. В дополнение к тем задачам, которые можно было бы сделать на компьютере, есть программы, которые как нельзя лучше подходят для использования на IPad на борту яхты.

Особенности устройства

Литий-полимерный аккумулятор позволяет использовать прибор до 8 часов, а заряжается достаточно быстро. Много энергии уходит на поддержание высокого разрешения экрана, так что переходя в спящий режим, можно продлить срок службы до полного дня.
Цветной сенсорный экран высокого разрешения одна из лучших сторон планшета от
Apple. Недостаток использования на борту — низкая читаемость на ярком солнце, нужно искать тень, и поляризационный слой. Так что если вы в поляризационных очках, переверните планшет в горизонтальное направление — альбомная ориентация, иначе экран будет выглядеть просто черным.

Сенсорный экран может пачкаться, надо иметь специальную тряпочку с микроволокнами, такими, какими протирают стекла очков. Управление экраном интуитивно понятно, нажатия на экран, уменьшение и увеличение масштаба движением пальцев.
IPad выглядит достаточно крепким, из алюминия и стекла и собран хорошо. Тем не менее, Apple не утверждают, что он является водонепроницаемым, и если датчики воды внутри блока сработают, Apple аннулирует гарантию. Во время тестирования навигационных программ специалисты журнала
Practical Sailor девять месяцев крейсерского плавания прошли без проблем. Впрочем, всегда можно купить водонепроницаемый чехол.
Однако, чехол не поможет в том случае, когда прибор не убирают и он остается на штурманском столе и падает на пол при крене.
Встроенная сенсорная клавиатура в принципе достаточна, но для набора больших текстов уже нужна внешняя. Внешняя клавиатура легко подключается по blue-tooth и стоит не так дорого.

GPS

Использовать на яхте лучше версию с 3G, где присутствует GPS/AGPS. Когда говорят AGPS то это смущает людей, но использование AGPS подразумевает, что сначала определяется местоположение по сигналам с вышек сотовой связи, и потом уже принимается сигнал со спутников. Этим достигается большая скорость определения на начальном этапе. Также информация о расположении спутников получается и хранится через сотовую связь, что облегчает и ускоряет их нахождение.
В самом деле трудно увидеть разницу между GPS или только Assisted-GPS, в поиске позиции или отображения движения лодки. Разные навигационные приложения докладывали часто об очень разных «горизонтальных ошибок положения», в отличие от фиксированного положения по неизвестным причинам.
GPS чип от Ipad, вероятно, является одноканальным приемником с быстрой последовательностью, но это похоже на работу многоканального приемника (Apple старается сохранять подробности GPS чипа в секрете).
Если вы уже купили WiFi-версию, можно подключить дополнительно GPS приемник, но это будет хлопотно, и ещё надо будет заставить его работать с доступными приложениями. Все Ipad-ы имеют встроенный компас, трехосный гироскоп и акселерометр, который используется в некоторых приложениях. От компаса, в основном одни неприятности, по мнению некоторых яхтсменов.

Можно использовать в дополнение максимальный объем памяти — 64 гигабайта, но использую 50 приложений, 14 навигационных программ, закачанные растровые и векторные карты, сотни книг и тысяччи фотографий — используется только малая часть этого объема. Вероятно, что для обычных нужд хватит и меньшего, что, к тому же и дешевле.

Навигационные программы для IPad

Испытатели из Practical Sailor нашли 308 программ, непосредственно предназначенных для парусного спорта — гонок и круизов. Наверное, есть ещё программы, которые могут представлять интерес. Мы рассмотрим лишь самые основные. Также сделаем отступление и добавим, что компании в погоне за многомиллионными потенциальными конкурентами все силы бросают на разработку приложений для Ipad, но в связи с развитием рынка планшетов под Android, будут появляться продукты и для этой операционной системы. К тому же, планшеты эти дешевле нежели продукция Apple. IPad безопаснее всего использовать внутри яхты, однако в кокпите можно использовать с помощью специальных креплений. Вакуумные крепления применять нельзя, на гелькоуте держатся они не очень хорошо.

IPad — картплоттер

С экраном 6 на 8 дюймов IPad имеет большую область просмотра, чем автономные картплоттеры. Вместе с подходящей программой, IPad работает так же, как все доступные картплоттеры, с функциями определения текущего положения, скорости и курса относительно земли, позволяет работать с путевыми точками и прокладывать маршруты, записывать треки, реализует функцию — якорная тревога, и так далее. Многие программы навигации имеют дополнения — сервис погоды, приливы, а также возможность передавать текущее местоположение по электронной почте и так далее. В отличие от большинства приложений навигации для iPhone, приложения IPad загружаются и выполняются из памяти, так что не нужно подключение к сети Интернет, чтобы использовать эти приложения.

Для использования IPad совместно с навигационными радарами, АИС приемником, автопилотом, или с несколькими дисплеями необходимо настроить WiFi на борту и передавать данные через сеть. Бортовой компьютер может выступать в качестве маршрутизатора.
Испытатели использовали IPad в качестве основного картплоттера на борту в течении двух сезонов и выяснили, что инвестирование в IPad окупило себя, особенно, если брать в расчет все варианты использования планшета.

Как проходили тесты

Были выбраны 14 основных навигационных приложений, которые были изучены и опробованы. Вероятно, пропустили несколько в каталоге, состоящем из сотен тысяч приождений. После изучения этих программ, нашли несколько, которые можно настоятелньо рекомендовать. Одни лучше работают только как картплоттеры, несколько работают как простые картплоттеры с дополнительными функциями по небольшой цене. В данной статье рассмотрены три наиболее популярные приложения.

Оценивалось общее впечатление от удобства пользования, а затем были реализованы ряд задач (загрузка карт, ввод путевой точки, создание маршрута, открытие новых карт, масштабирование карты, создание трек нашего движения). На всех программах, которые рекомендованы, эти функции работают хорошо, но по-разному. Было обнаружено, что трудно сказать, превосходит ли одно приложение другое в выполнении основных задач, просто надо будет научиться работать в приложениях, что большинстве случаев, не сложно.
Были проверены дополнительные функции, такие как спутниковые изображения или информация о маринах. Пользователи должны решить, являются ли эти дополнения необходимыми, но есть одна вещь, которую надо сделать — увеличить время обучения для использования приложения. Часто, дополнительные функции — это перебор. Если приложение показывает вам, где именно вы находитесь на графике, курс и скорость, трек, как корректировать курс на следующей точки маршрута, и это, вероятно, достаточная навигационная информация для большинства моряков.
Менее чем за два года существования, к большинству навигационных программ вышли обновления.

Выбор навигационных программ

При выборе навигационного приложения надо учитывать выбор карт — с какими будет работать приложение — с растровыми или векторными картами.

Растровые карты это в основном отсканированные изображения бумажных карт (на самом деле, исходные файлы, из которых бумажные карты печатаются) с метаданными, добавленными так, что навигационные программы могут сообщить координаты и другую информацию — глубину и единицы измерения для расчета расстояний.

Векторные карты имеют слои, где информация сгруппирована вместе, следуя международному протоколу (S-57) где нижний слой это характеристики, а навигационные объекты находятся в другом слое. Навигационная программа может выбрать и показать эти слои по-разному, поэтому можно настроить дисплей под пользователя. Большинство из «слоев» использует векторные карты NOAA, но такие компании, как Navionics, C-Chart, и Garmin, могут добавлять информацию в таких слоях, как информация по маринам, фотографии и другую информацию.

Каждый тип имеет своих сторонников, и обычно выбор в той или иной степени личный и субъективный. Те, кто любят и используют бумажные карты, предпочитают растровую графику. Те, кто больше знакомы с Navionics и программным обеспечением от Garmin, могут предпочесть векторные карты.