Проблемы использования GPS на морских судах и её решение

Специалисты по морской безопасности начинают задумываться о существующих проблемах использования GPS и ищут пути их решения. Сигнал от GPS может быть не только слабым, но и намеренно глушиться собственником системы или враждебными действиями. В связи с развертыванием системы ГЛОНАСС и успешной её апробацией, возможно использование обоих сигналов, а также альтернативных сигналов позиционированияс сети наземных станций.

 

 

 

 

 

Система ГЛОНАСС российского производства действует сейчас во всех районах мирового океана, и некоторые навигационные приемники уже выпускаются с чипами, принимающими оба сигнала. Продолжается развертывание навигационных систем и другими государствами. Также надо учитывать, что помимо космических систем, существует возможность позиционирования другими методами, например принимать и обрабатывать сигналы от радиомаяков. Но для надежного позиционирования необходимо готовое устройство или система, котрая может обрабатывать разнообразные сигналы и выдавать конечный продукт — координаты. Об этой системе и говорит специалист-электронщик из Великобритании.

glonass3

Электронные системы навигации на морских судах являются «примитивным» по сравнению с используемыми на самолетах, заявил Мартин Берсби, инженер, менеджер по радионавигации и исследованиям Генеральной службы маяков (Великобрентания).
«Чем больше мы зависим от электронных систем, тем более устойчивыми они должны быть. В противном случае, мы сталкиваемся с тем, что технология на самом деле ведет к снижению уровня безопасности. Необходимо изменить примитивные электронные системы в море по сравнению с используемыми в воздушном пространстве.
Для этого была разработана и опробована система PNT (позиционирование, навигация и синхронизация). Система использует альтернативные технологии и автоматически вмешивается, когда необходимо передать критически важные данные в случае потери или слабого сигнала GPS. Испытания были успешно завершены между 28 февраля и 1 марта.

Сегодня многие устройства и приложения полагаются на GPS-информацию, и это играет основополагающую роль в обеспечении PNT данных на судах для обеспечения безопасной навигации. Но GPS сигналы уязвимы к помехам с космоса, а случайные и преднамеренные помехи вообще недавно были выделены как серьезная проблема из-за широкой доступности помех для GPS. Даже самые дешевые глушители способны вызвать полное отключения всех приемников, существующих в настоящее время на рынке.

Основываясь на двух предыдущих испытаниях, проведенных Генеральной службой маяков (GLA) в 2008 и 2010 годов, которые исследовали влияние отказа GPS, новое и автоматическое решение было продемонстрировано при реальном сценарии отказа системы. Прототип системы был интегрирован на мостик судна и контролировал выполнение независимых источников PNT в целях обеспечения «лучшего». Таким образом, когда GPS намеренно «заклинило», система автоматически переключается и обеспечивает позиционирование, что позволяет сохранить работу важным приборам и позволяет морякам перемещаться безопасно и эффективно.

Системы дифференциальной коррекции 

Какие системы позиционировния использутся дополнительно? В первую очередь — системы распространения глобальных поправок к GPS, это американская WAAS (Wide Area Augmentation System) — американская система распространения дифференциальных поправок, европейская геостационарная служба навигационного покрытия EGNOS (European Geostationary Navigation Overlay Service), японская система MSAS (Multi-functional Satellite Augmentation System). Эти и другие системы Китая, Индии, России — объединяются в международную систему коррекции и дополнения глобальных спутниковых систем. Следует отметить европейскую EGNOS, которая предназначена в том числе для улучшения работы ГЛОНАСС. Все эти системы используются для нужд авиации, но как правильно замечено — отсутствуют на морском транспорте.

Так как для яхтсменов, подобные системы и приборы дело будущего, в настоящее время вполне можно использовать приемники, в которых реализована система навигации GPS/ГЛОНАСС. Как показала практика, точность позиционирования при этом возрастает.