GMDSS —  Global Maritime Distress and Safety System

GMDSS — Global Maritime Distress and Safety System или ГМССБ — Глобальная система связи для обеспечения безопасности. Система включает в себя существующие системы радиосвязи — спутниковые, наземные, судовые. Система была разработана IMO — одним из специализированных агенств ООН, International Maritime Organization. GMDSS стала существенным шагом вперед по сравенинию с предшествующей системой для обеспечения безопасности на море.

 

 

 

Международным сообществом были приняты требования по обеспечению необходимым оборудованием судов GMDSS.
Суда GMDSS: это пассажирские суда, вне зависимости от размера, то есть с количеством пассажиров больше 12 и выполняющие международные перевозки, а также грузовые суда вместимостью свыше 300 тонн. Яхты не подходят под суда GMDSS, но в правилах некоторых оффшорных гонок заложено требования, чтобы участвующие яхты были оснащены радиооборудованием GMDSS. Требования эти совершенно разумны, и здравомыслящие, отвественные капитаны, по возможности стараются оснащать свои яхты всеми необходимыми устройствами.
Положения о стандартах оборудования, а также требования по безопасности содержатся в документе SOLAS — Safety Life at Sea. Это международный документ, Конвенция ООН об охране человеческой жизни на море. GMDSS — это одна из глав этой конвенции — под номером IV.

Задачи GMDSS

 

— обеспечить систему аварийного оповещения, в направлении судно-берег минимум двумя независимыми средствами, использующими различные виды радиосвязи
— дать возможность координирования действий аварийно-спасательных служб с судов,
— дать возможность судам получать сообщения о безопасности на море — важную навигационную и метеорологическую информацию, то есть передачу и прием радиосообщений общего назначения
— обеспечить прием и передачу сообщений непосредственно в месте бедствия
— передачу и прием сообщений о бедствии в направлении судно-судно
— обеспечить возможность передачи общих сообщений мостик-мостик
При этом необходимо соблюдение следующих условий:
— обеспечить аварийную связь в возможно более короткое время, и возможность автоматического оповещения о бедствии.
Акцент был сделан на береговых, спасательных морских координационых центрах, куда стекается вся информация о возможном бедствии. Для этого используются космические и наземные радиослужбы. В 5 правиле Главы IV SOLAS перечислены все службы и полосы частот, использующиеся для нужд обеспечения безопасности на море. Это частоты: 156—174 МГц; 4000— 27 500 кГц; 415—535 кГц и 1605-4000 кГц. Также радиослужбы, использующие геостационарные спутники и спутники на околополярных орбитах.

 

Радиослужбы

В качестве оборудования GMSSB используется традиционная УКВ, СВ/КВ радиосвязь. Однако устройства радиосвязи подверглись модернизации, в первую очередь введением функции ЦИВ, цифрового избирательного вызова или DSC — Digital Selective Calling. Каждому приемнику с ЦИВ соответсвует уникальный идентификатор, так называемый номер MMSI. Для ЦИВ выделен отдельный канал — 70 на УКВ. Для того, чтобы не потеряться в массе голосвых сообщений, достаточно набрать номер MMSI нужного судна, и дальнейшие уже голосовые переговоры вести на другом канале. Именно посредством ЦИВ осуществляется подача сигнала бедствия нажатием одной кнопки.

 

Спутниковая связь

— Спутниковая группировка INMARSAT. Это система геостацинарных спутников, коммерческая система, использующаяся для нужд GMDSS. Система обеспечивает прием-передачу сигнала бедствия с помощью системы расширеного группового вызова. Эта система помимо прочего обеспечивает голосовые вызовы посредством спутниковой телефонии, прием-передачу факсов, данных. Однако, система не работает в околополярных областях, где должны использоваться приполярные спутники.
— COSPAS/САРСАТ — спутниковая система, созданная усилиями ведущих космических держав: России, Канады, США, Францией. Система состоит из спутников на геостационарных и низкоорбитальных спутников, которые обеспечивают прием сигнала бедствия посредством EPIRB – Emergency Position Indicating Radio Beacon.. Это так называекмый аварийный радиобуй АРБ, который при активации посылает сигнал через спутниковую группировкку в наземные координационные центры.
— Спутниковая система GPS/ГЛОНАСС для определения местонахождения при бедствии.
— Радиолокационные службы. Другие наземные службы, использующиеся в том числе для авиаслужб.

Необходимое оборудование GMDSS

 

Каждое судно GMDSS должно нести:

УКВ радиоприемник с ЦИВ на частоте 156,525 Мгц, канал 70, с возможностью приема-оправки радиотелефонных сообщений на частотах 156,3 Мгц — канал 6, 156,65 Мгц — канал 13 и 156,8 Мгц — канал 16. Причем примник должен быть расположен вместе управления судном и обеспечивать непрерывное наблюдение (сканирование) за каналом 70.
Радиолокационный маяк-ответчик SART, работающий на частоте 9 ГГЦ
Приемник NAVTEX
INMARSAT (в районах, где не обеспечена служба NAVTEX).
Спутниковый радиобуй EPIRB, работающий в диапазоне 406 МГЦ или 1.6 ГГЦ ( в только в районе плавания охватываемым INMARSAT).

Итак, рассматривая возможности спутниковой и радиосвязи, были определены районы GMDSS, в соотвествии с которыми судно должно нести определенный набор оборудования.

 

Район GMDSS А1
Морской район, в котором действуют прибрежные УКВ радиостанции. Это 20-30 миль от берега.

Требования к радиооборудованию GMDSS района А1.
УКВ радиостанция с ЦИВ, плюс EPIRB. Спутниковый радиобуй должен работать на частоте 406 МГЦ, либо (если судно совершает плавание только в районе, охватываемом INMARSAT) через систему спутников INMASAT на частоте 1.6 ГГЦ. Вместо спутникового радиобуя может быть использован радиобуй с ЦИВ на 70 канале УКВ + радиолокационный активный отражатель (ответчик) SART работающий в диапазоне 9 ГГЦ. Вместо радиобуя может быть использована КВ станция с ЦИВ либо судовые станции INMARSAT-S.

Район GMDSS А2
Зона действия СВ береговых радиостанций. 100-150 миль от берега.

Судно обязано иметь радиоустановку, обеспечивающее прием-передачу сигнала на частоте 2187,5 кГц с использованием ЦИВ, на частоте 2182 кГц с использованием телефонии, + EPIRB 406 или КВ станция с ЦИВ, INMARSAT станция.

Район GMDSS A3
Зона действия INMARSAT за исключением приполярных областей.

Суда должны быть оборудованы станцией INMARSAT-S, A, обеспечивающей приоритетный прием-отправку сообщений о бедствии. Также должно иметь радиоустановку, обеспечивающую прием-передачу сигнала на частоте 2187,5 кГц с использованием ЦИВ, на частоте 2182 кГц с использованием телефонии. Либо же иметь на борту радиобуй на частоте 406 МГЦ, КВ станцию с ЦИВ. Каждое судно, которо совершает плавание за пределы А1, А2, обязано иметь ПВ/КВ радиоустановку, обеспечивающую передачу и прием сообщений о бедствии и в целях обеспечения безопасности на всех частотах бедствия и обеспечения безопасности в диапазонах 1605-4000 кГц и 4000-27 500 кГц с использованием ЦИВ и радиотелефонии, или буквопечатающей телеграфии.

Район GMDSS А4
Это вся оставшаяся часть земной поверхности, где нет УКВ и СВ радиостанций. На судах должно вестись непрерывное наблюдение на частотах бедствия и обеспечения безопасности ПВ радиоприемник с ЦИВ 2187,5 кГц и 8414,5 кГц, а также, в зависимости от времени суток и географического положения судна, на одной из частот бедствия и обеспечения безопасности ЦИВ 4207,5 кГц, 6312 кГц, 12577 кГц или 16804,5 кГц. 1605-4000 кГц и 4000-27 500 кГц.

ПРимечание — усть у правила, которое обязывает суда в отдаленных районах иметь возможность использования спутниковых служб, изъятие — если судно ходит исключительно по маршрутам, где передача информации обеспечивается с помощью буквопечатающей телеграфии.