Электронные помощники шкипера

Для чартерного капитана, для шкипера с семейным экипажем или для одиночки на яхте – остро стоит вопрос о вахтах и постоянном отслеживании ситуации в море для предотвращения возможного столкновения. В этом случае помочь яхтенным капитанам могут различные электронные устройства.

 

 

 

 

 

Радар

Как правило, радар находится на каждой чартерной и личной яхте. Эти устройства в настоящее время снабжаются системой оповещения при  приближении опасности. Можно настроить и дальность обнаружения цели.  Однако в этом случае радар должен быть всегда включен и тратит достаточное количество энергии. У некоторых радаров есть режим сна, когда радар включается раз в одну или две минуты и при обнаружении цели подает сигнал и включается на полную мощность  — «просыпается». Для плавания вдоль берегов это не так существенно, для дальних плаваний экономия энергии стоит уже более остро. Достоинства — радар точно определяет реальное положение цели и расстояние до неё — будь это берег или другое судно. Однако нужно точно смотреть на чувствительность радара, при неправильно выбранном диапазоне несколько близких целей могут быть показаны как одна. Также из за размеров луча — вертикальной ширины, при крене яхты более чем на 12,5 градусов радар бесполезен. Поэтому при использовании радара на парусной яхте необходимо уменьшить крен — зарифить паруса например. Также необходимо помнить, что отраженный сигнал радара зависит как от угла отражения, так и от качества поверхности цели. Надо помнить, что на радаре вообще не видно — низкого песчаного берега, отмели, подводных препятствий.  

Радар. Яхтенная школа b2

Данные на «продвинутом» радаре требуют умения обращаться с этим электронным устройством

Радарный датчик

Радарный датчик предотвращения столкновений подает сигнал, когда радарный луч другого  судна обнаруживает его. С  помощью этого датчика можно определить – уходит или приближается обнаруженное судно. Этот прибор потребляет мало энергии, работает очень долго, в открытом море предупреждает заблаговременно. Однако  зонах с высоким трафиком он лишь покажет, что вы окружены  со всех сторон. Полное название этого электронного устройства — Collision Avoidance Radar Detector – С.A.R.D. Стоимость системы порядка 400 долларов и выше.

электроника для капитана

Активный  усилитель радарной цели

В отличие от простого радарного отражателя, который должен быть на каждой яхте, этот электронный прибор получив радарный импульс от другого судно посылает назад усиленный сигнал, который виден на другом судне как яркая вспышка на радарном экране. Огромные суда имеют мертвую зону радара перед собой, на коммерческих судах не всегда экипаж несет постоянную радарную вахту.

AIS система

Автоматическая система распознавания. Сущность этой системы в том, что каждое судно, которое появляется в пределах видимости вашего – тут же появляется на экране прибора со всеми его характеристиками – названием, позывными и массой других. При этом вы в свою очередь вы отправляете информацию в автоматическом режиме о своем судне. При использовании этой системы отпадает необходимость регулярно транслировать по УКВ радиосвязи свой курс и скорость. Система основана на УКВ радиоприеме, передает и принимает динамическую и статическую информацию — данные о скорости судна, его позиции, международный идентификационный номер MMSI, название судна. В настоящее время система является обязательной для судов свыше 300 тонн водоизмещением и для всех пассажирских. Существует система AIS класса А и класса В. Система класса А обязательна для коммерческих судов, она передает максимум информации о судне. Часть данных вводится вручную экипажем — название, порт приписки, включая фотографии судна, а остальная информация передается с присоединенного оборудования судна – GPS и компаса. Мощность передатчика довольно большая – 12,5 ватт, данные обновляются каждые 10 с.
Система AIS класс В использует маломощные (1-2 ватта) приборы, имеет встроенный GPS. Из динамических характеристик передает только позицию, курс относительно земли и скорость относительно земли. Данные передаются с интервалом в 30 с. Часто не может посылать сигнал регулярно из-за особенностей организации передачи сигнала.  Приемо-передатчики класса B – предназначены для добровольного оснащения судов. Именно прибор такого класса следует устанавливать на яхту или иное прогулочное (не пассажирское) судно. В большинстве стран пассажирскими называются суда с количеством человек на борту – свыше 12, независимо от размера.  То есть судно, парусное или моторное длиной 30 метров но со штатным количеством 12 человек является по сути яхтой и может добровольно установить систему AIS класса В.

AISscreen1

AIS на экране картплоттера

Для наглядного отображения информации AIS приемник подсоединяется к картплоттеру. Такую систему можно часто увидеть на яхтах.  Некоторые продвинутые дисплеи показывают до 30 целей на круговом индикаторе положения. А коммерческие суда часто оснащены простыми монохромными дисплеями. В настоящее время при нахождении в зоне, где есть интернет (прибрежное плавание), можно принимать информацию об окружающих судах имеющих AIS, не имея AIS приемника, например с планшета. Сайт где можно посмотреть пример работы AIS — http://www.marinetraffic.com.

АИС на карте гугл. Яхтенная школа b2

Данные AIS можно посмотреть в интернете, как в приведенном примере — данные наложены на карту google. Однако эти данные можно использовать только в качестве информации и не для навигации

Достоинство системы – система предупреждает и показывает риск столкновения. Можно ввести в прибор значение наименьшего расстояния до обнаруженной цели и прибор подаст сигнал тревоги при достижении этого значения. Имеет больший радиус действия чем радар. Показывает суда, скрытые например за мысом, что невозможно для радара. Система показывает не только курс и скорость судна, но также его номер MMSI и судно можно вызвать по радио для уточнения деталей.
Недостатки системы – не все суда оснащены этой системой, информация о вашем судне, оснащенном системой класса B, может быть просто не видна другим судам из-за слабой мощности сигнала и устаревшего дисплея на коммерческих судах.

AIS на айфоне и планшете

Информация с AIS приемника может быть выведена на другие электронные устройства, что очень удобно


Использование электронных средств для навигации и предотвращение столкновений судов подробно разбирается на теоретическом и практическом курсе Bareboat Skipper IYT. Смотрите расписание ближайших курсов.