Code Zero — Код зеро

Для начала, приведем классификацию парусов downwind от фирмы «North Sail». Эта система классификации предназначена для того, чтобы обыстро и наглядно описать паруса.

 

 

 

 

 

Code Zero

Классификация парусов — описывает симметричные и ассиметричные спинакеры в соотвествии с их назначением и ветровым диапазоном, а не весом ткани. Чем больше цифра в коде паруса, там выше ветровой диапазон парусов. «S» означает симметричный спинакер, «A» — асимметричный.
Итак, из этой схемы видно область применение и назначения Code 0.

downwindsail

Появился этот парус впервые в кургосветной гонке 1997-98 «Whitbread Around the World Race», и применила его команда EF Language  как ответ на правила и ограничения гонки. В конце этого рейса уже все команды несли этот парус, а EF Language в конечном итоге выиграла гонку. А всего 10 лет спустя «Code Zero» (A0) по классификации «North Sail» стал применяться уже весьма широко.
По своей сути это асимметричный спинакер, что-то вроде большой генуи.  Его наименование пошло от кодировки парусов, в то время спинакер для самых острых курсов обозначался 1  и новый парус стал соотвественно обозначаться — 0.
Когда применять?
Из рисунка видно, что этот парус отлично закрывает «разрыв» между генуей и ассиметричным спиннакером А(3). Этот парус обеспечивает  дополнительную мощность при 40 градусов AWA истинного ветра до 10 узлов. В этих условиях другие паруса ка правило «медленнее».  Code Zero оказался также эффективным при ветре от 15 до 25 узлов при направленни от 80 до 90 градусов.

Code Zero

Баковый ставит Code Zero на яхте Wild Oats

Этот парус ближе к генуе, чем к обычному ассиметричному спинакеру, которым особствено и является — он разработан в более плоской форме. В отличие от геннакера он имеет большую полноту в вертикальной плоскости и больший твист. Задняя шкаторина должна быть менее 95% длины от передней шкаторины. Как правило минимальный обхват паруса — минимум 75%, этого в настоящее время требуют большинство правил, такие как IMS, MORC. Однако правила в некоторых гонках могут отличаться, поэтому всегда необходимо уточнят и изучать правила и гоночную инструкцию. Code zero для бейдевинда хорошо использовать в сильный ветер, когда тяжело нести симметричный спинакер или больший по площади ассиметричный. Сложности — этот парус создает большое усилие подобно генуе, поэтому надо использовать не тянущиеся шкоты и проверить весь такелаж на соотвествующую нагрузку.  Парус этот крепится галсом к бушприту или носу, ставится спинакер-фалом, а шкоты проводятся в корму. Лучше и легче всего использовать парус с закруткой, иначе для его постановки потребуется много рук.  При настройке паруса надо убедиться, что передняя шкаторина набита очень сильно, однако, современные паруса допускают и расслабленную переднюю шкаторину, это улучшает лавировочную характеристику. Натягивать переднюю шкаторину надо до тех пор, чтобы не было видно горизонтальных морщин на парусе.
Эти паруса изготавливают из высокомодульных волокон  — Spectra, полиэстер и легкого  Cuben Fiber laminates и стоят недешево.