Яхтенная  школа. Какие они бывают

Перед человеком, который хочет научится яхтингу, стоят вопросы — в какую школу пойти учиться ипо какой системе. Как можно научится уже взрослым и участвовать в регатах, когда люди занимаются яхтингом с детских лет.

 

 

 

 

 

 

Спортивные школы и школы для любителей

В мире существует масса яхтенных школ. Много детских школ, где юные яхтсмены учатся азам яхтинга на небольших клубных швертботах. Часто, обучение в этих школах бесплатное. Обучение в яхтенной секции и клубе — это шаг в мир большого спорта. Бен Эйнсли например, получивший звание Яхтсмен года 2012, начал свою карьеру на Оптимистах. Постепенно дети растут, выступают на яхтах Олимпийского или других классов. Если возникает желание двигаться в направлении профессионального яхтинга, то они выбирают класс и двигаются в нем. Однако, часто выступают и в команде, досконально осваивают какую-то специальность — например рулевого, тактика, бакового или шкотового. По мере достижения мастерства они получают спортивные разряды. Кроме того, довольно давно  были разработаны квалификационные уровни — рулевой  первого и второго класса и так далее, которые давали право управлять парусной яхтой. Достижение уровня яхтенного капитана было долгим делом, делом нескольких лет напряженного труда. Взрослым обучиться и управлять яхтой достаточно быстро, было трудно. Нужно было вступить в яхтенный клуб и там заниматься, ходить в походы и участвовать в регаитах. Конечно, на выходе мы получаем высококвалифицированного специалиста, но это не добавляло массовости такому явлению, как яхтинг. Корочками на трех языках «Яхтенный капитан» можно действительно по праву гордиться, но беда в том, что они были не у всех, кому хотелось просто выйти на воду и управлять яхтой в свое удовольствие. Этому способствовали и объективные причины. В советское время, впрочем как и сейчас, государство не обращает особого внимания на яхтинг. Если на оборудование стадионов для футбола и хоккея тратились и тратятся совершенно астрономические суммы, то выделить яхт-клубам даже небольшие яхты —  проблема. То есть, в нашей стране развивался спортивный яхтинг, и часто на общественных началах. Арендовать яхту и управлять ей самостоятельно тоже было  невозможно — яхта была приписана к какому либо клубу, и как  таковой услуги не было, также обстоит дело и на сегодняшний момент. Только сейчас в Россию завезли несколько одинаковых небольших  спортивных яхт, которые предполагается сдавать в аренду.  Как обстоят дела в других странах? В плане спортивного обучения совершенно также. Однако в плане развития массового и любительского яхтинга есть отличия. Во первых, места для занятий яхтингом, например у стран Средиземноморского бассейна больше. Длиннее и период для занятий, мягче климат. Также большее количество народа могло позволить себе иметь яхту. В некоторых странах, той же Англии, яхтинг это национальный вид спорта и масса людей выходит в море, на воде масса парусов — от швертботов до больших яхт.

Яхтенные школы для любителей

В связи с большим развитием яхтенных клубов, чартерных агентств,  во многих странах сложилась система достаточно быстрого обучения яхтсменов-любителей. Тем более, что обучение судоводителей любителей не регламентируется международными законами, в отличие от подготовки профессиональных моряков (смотрите конвенцию STCW 95), где точно расписано, что должен знать то или иной член экипажа. То есть по факту сложилась система подготовки спортсменов, и подготовки любителей для обеспечения их безопасного выхода в море. Системы эволюционировали и развивались. На арену вышла RYA  как организация подготовки яхтсменов любителей имеющая большой авторитет. Затем пришла и IYT, все большее распространение получает система ISSA, которая позиционирует себя как система, к которой могут примкнуть школы, которые принимают стандарты обучения этой организации (иногда более мягкие, чем в национальных яхтенных школах). В некоторых странах остался достаточно жесткий подход к обучению яхтсменов. Приветствуются только национальные школы и сертификаты. Обучение достаточно долгое, хоть и не дорогое. Как пример — Италия. Почтив каждой стране существует несколько систем обучения и соответственно выдаваемых ей сертификатов. Некоторые с их требованиями очень похожи на нашу  систему ГИМС. Однако перед чартерным агентством, которое и дает яхту в аренду, стоит по сути задача — можно ли доверять человеку, показывающим какую то бумагу (или карточку) яхту? В некоторых странах, например в Хорватии, по агентствам рассылают список организаций, владельцам каких выдаваемых сертификатов можно верить. Преимущество отдается сертификатам государственного образца. Например — в той же Хорватии можно взять яхту по «правам» ГИМС, хотя в настоящее время никакого практического обучения в нашей стране для получения прав ГИМС не ведется, эта структура только принимает экзамен и выдает сертификат — обучение онлайн-теория, экзамен тоже только теоретический.  Вот именно поэтому широкое распространение в мире получили школы RYA  хотя там и учат на английском языке и особенно IYT, где доступно обучение на любом языке. Обучение как правило дороже, чем в государственных или национальных яхтенных школах. Однако можно достаточно быстро научиться яхтингу, чтобы уже попробовать выйти в море самостоятельно.
Итак, в итоге можно сделать вывод, существуют все же не разные системы обучения, так как и методика в яхтенных школа и преподавание практически одинаковы. А обучение спортсменов, которое долго и преследует свои цели , и обучение яхтсменов-любителей, которые хотят выйти в море преимущественно для отдыха. Существует масса национальных школ, которые в основном признают друг друга и большие и широко распространенные системы обучения капитанов-любителей. Именно одна из них и IYT – International Yacht Training.   Обучаться в национальных школах как правило могут только жители этих стран, так как обучение и экзамен проходит на родном для жителей этих государств языке.
Однако, подчеркнем, в этих распространенных системах обучения, например в IYT — строгие критерии, определённая методика — просто задачи стоят максимально быстро и качественно подготовить человека для несложного прибрежного вояжа на парусной яхте. И обучение достаточно сложно, хоть и проходит за небольшой отрезок времени, обучение в них это не впустую потраченное время.

Любители в спорте

Возникает следующий вопрос. Человек пришел в яхтинг достаточно поздно. Выучился на капитан-любителя, но теперь хочет соревноваться. Ответим — в мире существует масса любительских регат. Даже самые известные из них зародились с простого соперничества много лет назад совершенно обычных капитанов, но вылились в настоящее время в массовые и престижные соревнования. На этих регатах участвуют как экипажи любители, так и спортсмены.  Поэтому посоветуем только участвовать в регатах, постепенно повышать свое мастерство, и попробовать заниматься с выдающимися яхтсменами. Что нужно сделать для этого? Пройти спортивный курс, а лучше, постоянно  с этими людьми работать на регатах. Конечно, спортивный опыт с детства имеет свои преимущества, однако существует масса регат, где можно проявить себя и яхтинг это не вид спорта для молодых, как, например, художественная гимнастика.    Поэтому практика имеет решающее значение. Многие яхтсмены, добившиеся больших результатов, по сути, любители, но обладающие опытом, талантами и умеющие подобрать экипаж. Да и назвать любителями, победителей Giraglia Rolex Cup например и других известных регат, уже сложно.