Время

Что такое время и как его использовать в яхтенной науке.
В повседневной жизни мы тесно связаны с понятием «время», оно определяет нашу жизнь. Это одна из координат существования окружающего мира, хотя по некоторым научным представлениям, времени, как какого-то «четвертого измерения» не существует, есть лишь форма протекания физических и психических процессов. Из всех смыслов понятия времени нас интересуют координаты события на временной оси, а также временной интервал между двумя событиями.

 

 

 

 

В качестве основы измерения используется периодическая последовательность событий, которую принимают за эталон некоторого промежутка времени. Постоянно наблюдаемыми периодическими событиями издревле служил восход-заход солнца, фазы луны и времена года. Таким образом человек создал календарь. День, а потом и сутки также были разбиты на равные временные промежутки, пользуясь астрономическими наблюдениями за передвигающимся диском солнца. Эта естественное деление промежутков времени легло в основу и современной шкалы времени —  часов и минут. В разное время способами измерения времени служили часы — особые механизмы, позволяющие определять временные промежутки  — водяные часы, песочные, солнечные или горящие палочки. По мере усложнения технологий, стали использовать механические часы. Время для жизни человека в общем и для навигации в частности, является той мерой, благодаря которой мы можем рассчитывать свою жизнь — планировать события, в навигации время дает нам возможность с помощью расчетов определять свое местоположение, рассчитывать скорость и пройденную дистанцию. Самая главная формула навигации  содержит фактор времени: расстояние = скорость*время

 

Время по гринвичу

Вследствие путешествия людей на значительные расстояния, возникла потребность определения своего местоположения, усложнилась и наука мореплавания.
Земля круглая и вращается, день и ночь естественно наступает в разных частях Земли в разное время. Если в одной точке Земли Солнце будет в зените в 12 часов, время полудня, то переместившись на значительное расстояние и продолжая пользоваться этими же часами, можно увидеть, что когда Солнце будет находится в верхней точке небосвода, на часах будет время отличное от 12 часов. Так определилось понятие астрономическое время, это то время, которое соответствует данному месту, по простому — это время полудня, когда Солнце занимает наивысшее положение на небе.  Умея вычислить высоту Солнца над горизонтом, пользуясь точным механизмом, определяющим промежутки времени — хронометром, используя формулы можно вычислить приблизительное местоположение на Земном шаре — долготу. Однако, для этого надо определить точку отсчета, или договориться, а от какой точки или если быть точнее — от какой линии на земном шаре — меридиана, мы будем отсчитываем время? Исторически сложилось, что точкой отсчета долготы и соответственно  времени стал служить Гринвичская обсерватория и соответственно гринвичский меридиан.
В 1884 году на меридиональной конференции делегаты большинства стран постановили:
Использовать единый мировой меридиан как точку отсчета времени (в отличие от нескольких). Таким стал гринвичский меридиан.
Универсальный день определялся как солнечная эпоха, которая начиналась в полночь в Гринвиче и состояла из 24 часов.
Навигационные и астрономические дни везде должны начинаться в полночь, а не в полдень, как это было ранее.  
Должно быть расширено применение десятичной системы для описания пространства и времени.

Часовые пояса

Вся Земля была разделена на области, ограниченными условными линиями вдоль меридианов, внутри которых действует одинаковое время.  Это так называемые часовые пояса. Большинство стран приняло почасовое разделение, но остались и области, где стандартное время отличается от гринвича на дробное количество часов. Время по гринвичу — GMT. Для описания времени на восток часы прибавляли, на запад убавляли. Получалось описание времени для какой-то области выглядело так — GMT+3. Эти линии не следуют четко вдоль меридианов, иногда они определяются Администрациями государств в произвольном порядке, учитывая административные границы. Если области действия одной временной зоны протягивается в долготном направлении на значительное расстояние, то возникает коллизия — например солнце уже высоко в небе, в зените, а на часах ещё ранее утро, почти ночь. Такой эффект наблюдается в Китае.  

Корабельное время

В старину на кораблях старались использовать самые современные хронографы своего времени, иногда для уточнения значений брали несколько механизмов. Как правило, точности нескольких хронометров и секстана хватало для определения местоположения в океане, около берега координаты можно было уточнить наблюдением береговых ориентиров.  
А какое время на корабле в открытом море? До 1920 года на корабле соблюдали истинное или астрономическое время. Время устанавливали в полночь. Потом стали придерживаться времени стандартных часовых поясов. Капитан имеет право переводить часы после пересечении часового пояса по своему усмотрению.  
После 50-х годов для часовых поясов добавили буквенное обозначение — Z для нулевого пояса, A-M (кроме I) соответственно для восточных поясов и N-Y для западных. Это «время по зулу» было сделано для облегчения коммуникации, так как для обозначения времени можно было использовать фонетический алфавит.  Надо сказать, что в открытом море часовые пояса почти соответствуют меридианам, кроме нескольких островов, где временные зоны смещены для удобства жителей. Интересным местом на нашей планете является условное место пересечения дат, где вслед за переводом часов, нужно переводить и дату.

Всемирное координированное время

В настоящее время все шире используется Всемирное координированное время, или UTC (не имеет расшифровки), это время определяется атомными часами. Это связано с тем, что гринвичский меридиан смещается вслед за постепенным смещением полюсов и оси вращения, т оесть не является достаточно универсальной отправной точкой.
Местное время определяют в виде UTC + (время временно зоны).  Сигналы точного времени — UTC постоянно передаются с помощью радио и других средств связи. Стандарт описания времени регулируется стандартом ISO 8601. В современных системах спутниковой навигации системное время GPS и ГЛОНАСС также подстраивается под Всемирное координированное время.
В астронавигации яхтсменами по настоящее время используется метод определения долготы с использованием секстанта и хронометра также, как и в старинные времена — посредством определения высоты светил и использования часов.