Такелаж. Манильский трос и другие

До прихода полимерных материалов, в мореплавании широко использовались канаты и веревки для бегучего и стоячего такелажа на растительной основе. В некоторых странах их продолжают использовать в речном и морском флоте, канаты можно найти в продаже. Часто в литературе можно встретить — манильские канаты, пенька, — что это такое и из чего сделано?  

 

 

 

 

Канаты из растительных волокон — проверенный временем такелаж

Сотни лет мореплаватели используют веревки из растительных волокон, был накоплен большой опыт применения разных материалов. Все веревки растительного происхождения плетутся из волокносодержащих растений. Разные свойства используемых растений подразумевают разное использование канатов. Веревки и тросы из растительных волокон прочны и дешевы, часто используются в морском флоте для швартовых и в качестве другого такелажа. Однако, у них все таки остается один недостаток, как и все, произведенное из органики, канаты из растительного волокна со временем гниют и требуют аккуратного обращения.

«Я все время слушаю шум волн, которые с бешеным ревом нападают на плот, наносят удар за ударом, словно тяжелые молоты. Этот рев никогда не умолкает, а по ночам звучит, словно бесконечная зловещая симфония. Удивительно, как только выдерживают веревочные связи! Почему они не рвутся под натиском волн, час за часом, день за днем непрестанно разбивающихся о плот?
Но мои бревна связаны на славу. Ведь им предстоит долгий путь. Порой, когда позволяет погода, я приподнимаю часть бамбуковой палубы и проверяю канаты. Ни один из них не поддался ни на йоту — они держат, как стальные тросы… Для связывания бревен я применял полуторадюймовый манильский канат.» Вот так описывает свое плавание Уиллис в книге — «На плоту через океан».

Манильский канат. Веревка и канаты из него прочны, обладают долговечностью и устойчивы к плесени. Делают его из растения из рода банановых — абака, что произрастает на Филиппинах, откуда и пошло его название. Манильские канаты отличаются от всех других видов, в том числе и синтетических канатов, своим сцеплением — узлы из него очень прочны, не скользят и отлично дератся, также канаты имеют минимальное растяжение и высокую по сравнению с другими, эластичность. Однако не любит сильного скручивания — ломкий.  Лучший из всех натуральных канатов. Манильский трос имеет красивую золотистую, желто-коричневую пятнистую поверхность и используется также в качестве декоративного оформления.

Сизаль, сизалевые канаты. Происходят из другой части света — канаты плетут из растений рода алоэ — агавы (sisalana), чьи мясистые листья хорошо разделяются на волокна. Сизалевые канаты устойчивы к солнечной радиации, теплу и воде, не накапливают статическое электричество, мало удлиняются при нагрузке, устойчивы к гниению. Уступают по прочности манильским канатам — более ломкие. Используются в качестве швартовых. 

Пеньковые тросы. Изготавливаются из конопляного волокна. Россия в древние времена явлась мировым производителем пеньки для разнообразных нужд. Пеньковая веревка мягче и тоньше, чем манильская и сизалевая. Имеет ряд недостатков — боятся намокания и гниют. Однако, хорошо пропитываются смолой, хоть при этом и снижается их прочность. Просмоленные пеньковые канаты широко использовались на морских и речных судах. Пеньковые канаты самые прочные из растительных веревок. Однако просмоленные уступают манильским тросам, но зато не боятся вод и гнили. Просмоленные пеньковые тросы применялись в качестве бегучего такелажа.

Хлопковые тросы. Мягкие и тонкие, хорошо работают в качестве бегучего такелажа, однако неустойчивы к плесени, растягиваются и менее прочные, чем манильские.   

Джутовые веревки. Производится из растения, произрастающего в Индии. Сильно уступают по прочности пеньковым и манильским канатам, используются для упаковки в виде жгута.

Бомбейская пенька. Делается из растения, что растет на Юге Индии. Более дешевая, чем обычная пенька, но уступает ей по прочности.

Льняной канат. Лен — самый древний используемый человечеством, растительный материал для изготовления ниток, веревок и канатов. Прочность достаточная, и самое главное — не падает при намокании. Используется в качестве швартовых. Применяется также при эксплуатации в экстремальных условиях.

Кокосовый трос. Изготавливается из волокон, что окружают кокосовый орех. Эластичный и не тонет в воде, используется бля буксировки. Однако прочность в несколько раз ниже пеньковой веревки.

Веревка, трос или канат? Трос — это крученое или витое веревочное изделие. Веревка же — тонкий трос. Канатом ранее назывался очень толстый трос, сейчас термины канат и трос не различаются.

Из истории веревки

Первое исползование вервеки было афиксировано 17 тысяч лет назад, возможно, использовали намного раньше. Древние египтяне производили канаты 4 тысячи лет до нашей эры в большом количестве из тростника, кожи и волос животных. Канаты использовали для постройки пирамид, возведения зданий. Китайцы за 2800 лет до н.э. производили канаты из волокон конопли. В средние века были предприняты попытки механизировать процесс плетения вервок, так как требовались веревки для корабельного дела в большом количестве и большой длины. Леонардо да Винчи нарисовал даже машину, которая так и не была изготовлена. Однако уже к концу 1700-х годов было реализовано несколько машин. Веревки из растительного волокна исползовались повсеместно до 50-х годов 20 века, пока их не вытеснили синтетические канаты, но по своей структуре они точно такие же, как и старинные — изменился только материал.  В следующей статье рассмотрим подробно историю изготовления корабельных веревок — такелажа.