Системы обмера

Обмер яхт служит в первую очередь для гандикапирования (уравнивания с помощью неких коэффициентов) уже существующего флота и для создания классов и новых типов быстроходных яхт. Широко распространенные системы обмера появились в первой половине 20-го века, постоянно совершенствуются и заменяются на более прогрессивные.

 

 

 

 

Система обмера ССА

Введены Cruising Club of America в 1933 году. Правила обмера гоночных яхт открытого моря  использовали подход стандартизации элементов яхт. В зависимости от длины яхты назначались некие стандартные значения осадки, ширины, водоизмещения, остойчивости  и парусности. Отклонения от этих «стандартов» учитывались в виде поправки к длине яхты – гоночного балла. Однако появлялись новые материалы для яхтостроения, конструкторы придумывали новшества, а правила ССА сдерживали прогресс.

Система обмера RORC

Британская система Royal Ocean Racing Club (RORC ) распространилась по Европе уже после Второй мировой. Гоночный балл по системе RORC  — функция геометрии корпуса и парусного вооружения.  Обмер по RORC позволял достаточно справедливо сопоставлять ходовые качества разных типов яхт по архитектуре, но не сдерживая конструкторской мысли. Например, именно в системе обмера RORC появились яхты с плавниковым килем и отдельным пером руля.  Суда по RORC имеют длинную килевую линию, небольшую ширину и высокий надводный борт. Именно в этой системе появились суда популярного однотонного класса, «полутонники» и «четвертьтонники».

Система обмера IOR

International Offshore Rule – или международная система обмера гоночных яхт была введена в 1969 году.  Это первая международная система, которая охватила огромное количество яхт. В системе IOR объединили правила обмера корпуса по системе RORC и правила обмера парусного вооружения  по ССА. Согласно этой системе длина и парусность увеличивают гоночный балл, а ширина и глубина трюма – уменьшают. Итоговый гоночный балл получается умножением обмерного балла на некую величину, штрафные поправки на двигатель, винт, на остойчивость. Однако обмер был сложным, охватывал огромное количество точек на корпусе и парусном вооружении — давал пространство для спекуляций – желание «обмануть» правила и сделать яхту более быстроходней по баллу. Спекуляциями стали даже способы измерения обмерной длины. Стали появляться корпуса со всевозможными изгибами и выступами. Интересно, что яхты, имеющие низкую абсолютную скорость, но специфические IOR обводы, побеждали по гадикапированию. Поэтому правила обмера по системе IOR совершенствовались.

IMS

International Measurement System. Система обмера появилась в Америке в конце 70-х годов, но уже с 1985 года имеет международное признание. Постепенно полностью вытесняет IOR. Система IMS предназначалась для достаточно быстрых, но комфортных, так называемых гоночно-криузных яхт. По словам разработчиком обмерной системы, она была создана для гандикапирования уже существующего флота.  Система использует моделирование динамики яхты и опирается на научную основу. Расчет производится программным методом на компьютерах. Для измерения корпуса служат специальные мерительные машины, парусность измеряется обычным методом. Для измерения скоростного потенциала используются полярные диаграммы, построенные с помощью результата измерений программным методом. Они позволяют предсказать примерную скорость в зависимости от ветровых условий. В зависимости от результатов обмера и полярных диаграмм, гоночный балл рассчитывается для каждой яхты в зависимости от условий на каждой конкретной гонки. Например, некоторые обводы яхт позволяют им успешно в лавировку идти против ветра, но на попутных курсах они буду отставать от яхт, имеющих другие характеристики. Этим по замыслу разработчиков достигается справедливое уравнивание шансов. Для этого организаторы регаты должны предоставить обмерной комиссии все погодные условия на гонке, которые вводятся в компьютер и служат для расчета гоночного балла на каждую яхту. Понятно, что здесь возможны погрешности, но объективно это самая справедливая система. Однако и здесь нашлись свои «подводные камни». Обмер очень дорог, программное обеспечение часто меняется и как говорилось выше, возможны погрешности. Поэтому сейчас интерес к этой системе угас.

IR2000

Состоит из двух обмерных систем: IRC и IRM, которые используются для разных  уровней гонок и типов яхт.
IRC  — для гандикапирования существующего флота. Яхтсмены сами обмеряют свою яхту и отсылают результаты в RORC. После расчетов оттуда выдается мерительное свидетельство.
IRM  — для гонщиков. Эта система создана для того, чтобы проектировать яхты именно под эти правила. Обмерная формула состоит из обмерной длины яхты и поправки времени прохождения дистанции. Эта поправка учитывает различные факторы — отклонения парусности, ширины, осадки, остойчивости, водоизмещения,   от базовых величин в сторону улучшения ходовых качеств. Благодаря использованию надежных величин, например для определения водоизмещения вместо обмера  используется взвешивание, конструкторы не могут идти на различные ухищрения. В тоже время яхты, построенные в соответствии с IRM  обладают хорошей ходкостью и высокими скоростными характеристиками.

Свободные классы

Это яхты не связанные с какими либо обмерными системами. Конструкторы таких яхт применяют все последние достижения в яхтостроении для создания действительно скоростных яхт.  Яхты свободного класса часто устанавливают рекорды скорости.