Самые-самые. Самое старое парусное судно на плаву

В мире существует множество интереснейших парусных судов. Мы начинаем цикл статей про самые интересные парусные суда — самые быстрые и самые уникальные, самые большие и маленькие, про исторические парусники и интересные парусные суда для любителей — яхты. Сегодня рассказ пойдет о самом старом паруснике, который ещё на плаву.

 

 

 

 

 

USS Constitution

Немного истории, ведь судно Конституция не только самое старое, но и участвовало в нескольких военных компаниях.

К концу 18 века ВМФ США разработал фрегаты, они были крупнее и лучше вооружены, чем стандартные фрегаты того времени. Благодаря этому огни могли соперничать даже с линейными кораблями того времени. Конгресс разрешил строительство серии таких судов. судов в 1794 году, а уже в июле 1798 года Конституция вышла в морена свое первое задание — патрулирование юго-восточного побережья США во время войны с Францией. Корпус фрегата был набран из виргинского дуба 7 дюймов толщины, скрепленных между собой медными болтами и шипами. Медные листы сверху служили дополнительной защитой.
В 1803 году это военное судно було назначено флагманов Средиземноморской эскадры, что патрулировала побережье Северной Африки, — это было время, когда африканские государства потребовали дань с США за возможность торговать в портах Средиземного моря. После блокады порта Триполи и его бомбардировки, Тунис, Триполитания и Алжир подписали мирный договор с США. Конституция продолжила патрулирование побережье Африки следя за соблюдением договора.

После возвращения в Бостон судно в 1809 году стало флагманом Североатлантического соединения под руководством Джона Роджерса. После ухудшения отношений с Великобританией, флот начал готовиться к войне. В 1810 году судно вышло в море без приказа, чтобы соединиться с кораблями Роджерса. Во время похода около Нью Джерси наблюдатели на Конституции заметили пять кораблей, что оказались английской эскадрой. Англичане начали погоню, но на море был штиль, уклоняясь от неравной схватки, на Конституции предприняли все возможные попытки — смачивали паруса, чтобы поймать самое слабое дуновение, использовали якорь и использовали гребные шлюпки для буксировки корабля. Только через два дня непрерывной изматывающей работы на жаре, фрегату удалось ускользнуть. Однако месяц спустя, она столкнулась с одним из преследователем — фрегатом Guerriere. Спустя несколько минут Конституция повредила ему мачту, и корабль пришел в негодность, а сама осталась почти неповрежденной — от крепких бортов из дуба английские ядра просто отскакивали. За это корабль прозвали — «Железнобокий Старец». После этой победы последовали и другие — победа над британским фрегатом Ява, когда она была сожжена. США стала в ряд военно-морских держав. Коституция, хоть часто была в ремонте, ещё совершила несколько захватов британских кораблей. После капитального ремонта корабль был флагманом в Средиземном море и прибыл в Бостон в 1898 году. Конституцции было уже 30 лет, а это солидный возраст для парусного деревянного корабля, поэтому её решено было в 1930 году отправить на слом. Однако поэт О. Холм опубликовал стихотворение «Железнобокий Старец» и американская общественность воспротивилась. Конгресс выделил необходимые ассигнования и судно после ремонта вновь вышло в море . И опять патрулирование Средиземного моря. Конституция служила и в южной части Тихого океана, совершила 30-месячное кругосветное плавание с марта 1844 года. В 1850-х годах — патрулирование побережье Африки в поисках работорговцев , а во время гражданской войны служба в качестве учебного корабля.
В 1871 году судно опять ремонтируют и восстанавливают и оно перевозит товары для Всемирной Выставки в Париже 1877 года и опять служит учебным кораблем.
Окончательно выводится из эксплуатации в 1882 году. Судно возвращается в Бостон своим ходом для празднования своего столетнего юбилея.

Constitution1

Самый старый парусник мира принимает парады и встречает корабли салютом из старинных пушек

В 1905 году после очередного решения отправить корабль на слом, общественность снова воспротивилась. Судно было открыто для посещений в качестве музея и в 1925 снова восстановлено на пожертвования школьников и патриотических организаций.
В 1931 году Конституция отправляется в турне по 90 портовым городам по Атлантическому, Тихоокеанскому побережью США. Свыше 4 млн. 600 т. человек посетили ее во время трехлетнего путешествия . В 1941 году она была помещена на стоянку в Бостон и актом Конгресса в 1954 году ВМС взял на себя её содержание. Старейший военный корабль США и старейший парусник мира по-прежнему на плаву. Интересно, что она до сих пор находится в составе ВМФ США и значится в Классификации в классе «нуль», для подчеркивания его статуса. Корабль в 1997 году выходил в море самостоятельно под парусами, что делал последний раз 116 лет назад.

В настоящее время судно находится на вечном причале и функционирует в качестве музея.