Первая Навигацкая школа в России

В России наука мореплавания издавна  развивалась в традициях преемственности. Поморы покоряли северные моря, передавая из поколения в поколение знания о навигационной обстановке и искусству кораблестроительства. На крупных реках строили большие вместительные суда, сначала из огромных целиковых деревьев, долбленки, на которых перевозили зерно и другие товары на экспорт. В начале средних веков существовали целые артели, что промышляли этим. Затем перешли к более сложным в техническом плане судам — ладьям. На них ходили и по рекам, выходили и в море. Однако не существовало школы, где знания о мореходной науке были собраны, формализованы и получали дальнейшее свое развитие.

 

Толчком к развитию этой науки и началу обучения мореходного дела послужил Петр Первый. Когда появилась у него эта мысль, доподлинно неизвестно, но идею школы по некоторым оценкам он высказывал уже в 1697 году. Школы не было, а кадры были нужны «вот прямо сейчас», поэтому в 1696 году Петр отправляет за границу 35 молодых людей, а на следующий год уже — 150. Петр самолично отправляется на верфи Ост-Индской компании, где на практике постигает кораблестроительную науку, затем в Англию, где совершенствуется в теоретических науках. Уже в следующем, 1698 году, он приглашает трех англичан в Россию, для  перенимания опыта, в том числе профессора Эбердинского университета Э. Фарварсона. К тому моменту поспевает и выпуск — вернулись из-за границы «недоросли». Петр принимает экзамены — итог неутешителен, управлять экипажем и кораблем на плаву выпускники зарубежных школ  не смогли. Было предложено вернуть деньги за обучение, поездку или вернутся и опять пройти обучение. Князь Львов вовсе сообщает Петру, что молодежь в Англии вместо усердного учения пьянствует, спускает все деньги, выделенные государством на обучение и не рекомендует больше отправлять учеников. Англичане тоже отнюдь не стремятся к «полной открытости». Но все-таки за границу ученики продолжают ездить вплоть до 1711 года. Мало того, русские корабли сдаются иностранным шкиперам с экипажем, чтобы научить матросов. Так постепенно и с трудом создается слой знающих людей — кораблестроителей, навигаторов, членов экипажей. Однако, необходимость создания собственной школы уже назрела. В 1701 году указом Петра об учреждении школы «Математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учения» создается  в сухопутной Москве Навигацкая школа. Планка была поставлена высоко и школа скоро становится одной из самых крупных профессиональных школ  Европы — ученики всегда стремятся превзойти своих учителей.
Предполагалось обучать дворян и высшие сословия, однако, те не хотели отдавать своих детей и будущих учеников иногда просто насильно забирали из семьи. И все равно не удалось набрать необходимого количества обучающихся, а их предполагалось 500! Пришлось открывать двери для всех сословий, кроме крепостных крестьян, брали на обучение молодежь до 20 лет.   

navigazkayaskola1

Для Навигацкой школы выделили Сухаревскую башню. Она стояла на возвышении, с самой башни можно было проводить астрономические наблюдения, помещения были просторные и светлые.

Дисциплину в школе поддерживали жестко. Все те, кто вовремя не возвращался с каникул — шли на каторжные и тяжелые работы, например забивать сваи на строительстве новой столицы Санкт-Петербурга. За непослушание на уроках наказывали розгами, за другие провинности брали большой штраф. По приблизительным расчетам штрафы могли покрывать до 85%средств бюджета. За 5 месяцев 1707 года собирали более 8 тысяч рублей, огромная сумма! Однако, если у поступающих в школу не было денег — государство брало их на содержание. Сначала добровольцев было до обидного мало, но уже в 1711 году пришло учиться 500 человек. Учеников же назвали — гардемаринами.
Школа ориентировалась не только на морскую науку. «Не токмо к морскому ходу нужна сия наука», — справедливо заметил Петр I.

navigazkayaskola

Учебник Магницкого был издан специально для навигацкой школы

Россия в это время расширялась на восток, требовались геодезисты и картографы. Но самое главное — перед Петром стояла амбициозная задача создать мощный военно-морской флот и вернуть Российские земли. Поэтому школа выпускала навигаторов, артиллеристов, инженеров, строителей, работников государственной службы, геодезистов.
Чему учили?
В школе образование разделялось на три ступени. На первой ступени — «российской школе» обучали письму, чтению и основам грамматики. Далее на второй ступени «цифирной школы» продолжали вбивать в головы науку арифметику, геометрию да тригонометрию. Для нижних сословий (если не было феноменальных результатов) обучение заканчивалось на этой ступени назначением на разные должности в государственных департаментах. Дворяне же продолжали учиться дальше в «специальных классах» картографии, астрономии, навигации. Специально для школы был написан учебники и учебные пособия. Однако обучение было формальным, много просто заучивали наизусть. Одним из выдающихся преподаватель был Магницкий, он же написал «Арифметику», учебник, без которого навигацию не выучить. Леонтий Магницкий знал европейские языки, был сведущ не только в арифметике, но и в астрономии и навигацком деле. Магницкий же остался её управителем, когда её разделили и её часть в виде Академии в 1715 году переехала в новую столицу — Санкт-Петербург. Иностранные учителя получали в разы больше русских, но они были постепенно заменены на собственные кадры. Дьяк Курбатов, ведающий финансовыми делами школы замечал “Англичане хотя и навигаторами писаны, а до Леонтия наукою не дошли; они позволяли себе часто просыпать занятия, учили нерадиво, потворствуя плутовству учеников”  

Состав «наук» и набор дисциплин определял лично Петр. Основные науки изучали практически, например, определяли широту и долготу корабля с учетом приливов в разное время. Наблюдали за звездами и светилами прямо тут же, с башни школы. В школе была химическая лаборатория. Ученики легко справлялись с логарифмами, а окрестным жителям знание тайных закорючек казалось заморским колдовством.
В 1715 году знаний выпускников оказалось не вполне достаточно и была образована Морская академия. Кроме основных наук в Академии обучались фехтованию, танцам и рисованию. Углубленно изучали все науки, теоремы просто заучивали. Срок обучения составлял более 6 лет! Причем выпускники уже не назначались сразу на корабли, они должны были пройти практику в составе гардемаринской роты. Там на практике изучали навигацию, артиллерию, фортификацию, проходили строевую подготовку. В пригодное время ходили на кораблях и ежедневно практиковались в такелажном деле и в управлении кораблем. Только после 3-5 лет морской практики они сдавали экзамены и становились мичманами. Все больше становилось русских специалистов, но и потребность в них по прежнему была велика. И вот уже в 1722 году Петр повелевает открыть Адмиралтейству морские школы, куда принимать разрешалось только русских подданных.
Итог этих славных дел: всего за четверть века страна, где не было портов, становится сильнейшей морской державой в Северных водах, а всего на кораблях служит 28000 человек, прошедших обучение морскому делу.
В конечном итоге Навигацкая школа стала зародышем нескольких учебных заведений разных наук.