МППСС-72

Продолжаем обзор правил МППСС. Следующие правила касаются расхождения парусных судов и судов с механическим двигателем.

 

Правило 12. Парусные суда

Это правило берет начало ещё со старинных времен, когда все суда были парусными.  Это правило указывает варианты расхождения парусных судов. Кратко правило звучит так — левый галс уступает правому, наветренное судно (расположенное ближе к ветру) —уступает  подветренному, а если судно идущее левым галсом не может определить галс другого судна — то ему надо уступить. При этом надо уступать лишь в том случае, если судно идет левым галсом.
Галс определить просто, так как это направление движения судна относительно ветра, то и определяется он от направления ветра. Если ветер дует в левый борт, то это левый галс, а если в правый — то правый галс. Также можно определить галс таким образом — он противоположен положению парусов. Если же ветер дует в корму — судно идет курсом фордевинд, то его галс определяется по положению грота.  

Правило 13. Обгон

Это правило действует для всех судов.  Оно гласит, что каждое судно, обгоняющее другое, обязано держаться в стороне от обгоняемого. При этом обгоняющее судно становится Give-way, а обгоняемое — Stand-on. При этом обгоном называется такое сближение судов, когда ночью можно видеть только кормовой огонь. Так как кормовой огонь виден сектором в 135 градусов, то сближение в этом секторе, то есть даже под углом, тоже ситуация обгона. Днем кормового огня — не видно, но правило трактует однозначно — если есть сомнение, то следует считать что это именно так и действовать соответственно.  
Если начался маневр по обгону, то далее ситуация не может измениться, например обгоняющее судно не может стать идущим на пересечение курса. Ситуация обгона измениться только тогда, когда обгоняемое судно останется позади.

Правило 14. Сближение судов идущих прямо друг на друга

Это правило касается только судов с механическим двигателем. В ситуации сближения оба этих судна становятся судами Give-way и должны уступить друг другу дорогу.  Важное замечание — если друг к другу приближаются два судна, одно из которых например парусное, то действуют уже совершенно другие правила расхождения.

Правило 15. Ситуация пересечения курсов

Правило — помеха справа  и «работает» также только лишь для судов с механическим двигателем. Это правило также относится только лишь к судам с механическим двигателем и ни к каким другим.

Правило 14. Действия судна, уступающего дорогу

Это правило говорит о том, что при обнаружении столкновения надо предпринять заблаговременное и решительное действие. То есть не надо ждать, когда судно, с которым есть опасность столкновения, подойдет на критическую дистанцию, правило предписывает совершить свой маневр заблаговременно.