Классификация яхт

По мере развития паурсного спорта стали появляться яхты различных размеров и модификаций. Одни яхты имели узкий и длинный корпус, другие широкую корму. Яхты также имели различное парусное вооружение.  Соответственно стал вопрос – каким образом определять победителя в парусной гонке, если даже яхты примерно одинакового размера всё равно отличаются по ходовым качествам?

 

 

 

Сначала, естественно стали измерять яхты и на основании этого разделять их на классы. Когда начали измерять яхты, то возник вопрос – а какие параметры надо измерять, какие влияют на ходовые качества яхт? Постепенно пришли к неким общим обмерным правилам. Однако и на сегодня существует несколько правил обмера и обмерных систем. Обмер нужен для того, чтобы выделить отдельные классы яхт, у которых одинаковый гоночный балл, а также с помощью гандикапирования уровнять шансы на победу у флота с разными размерами яхт и отличающегося друг от друга. Гоночный балл рассчитывается с помощью различных формул, которые учитывают параметры яхты.  Классы яхт, у которых одинаковый гоночный балл, который определен в соответствии с особыми правилами обмера называют ещё формульными. Победа в этих классах зависит в большинстве случаев от мастерства яхтсменов, что добавляет зрелищности и «спортивности» гонкам. Разделение на классы учитывает также тип яхты и парусного вооружения, условия и район плавания. Типы яхт совершенствовались и видоизменялись, поэтому классификация яхт тоже изменяется.
Вообще смысл обмера и классификации яхт состоит в том, чтобы ограничить  размеры, влияющие на ходовые качества яхт.

Гандикапирование

Путем обмера по особым формулам вычисляется некий коэффициент – гоночный балл, который добавляется к реальному времени. То есть гонки «по гандикапу» используют гандикапирование, ранжирование и определение победителя на основе исправленного времени.   За эталон берется или самая быстроходная или некая идеальная яхта. После финиша участников регаты, высчитывается исправленное время и выявляется победитель на основе наименьшего времени. Иногда происходят и казусы – например экипаж яхты, пришедшей по реальному времени последней и с большим отрывом, после пересчета становится пятым в общем зачете из 27 например, участвующих яхт. Такие варианты на регате не добавляют к ней зрелищности и интереса. Но бывает и так, что определяют победителя и по фактическому времени и по «гандикапу». В гонке Rolex Sidney Hobart например, все ждут с нетерпением – кто же первый пересечет финишную черту, однако победитель определяется в каждом классе и почти всегда первый пришедший по фактическому времени не обязательно первый по пересчету. Однако он получает львиную долю признания.    

Обмерные системы

Конструкторы стараются спроектировать яхты в различных классах в соответствии с гоночным баллов, стремясь найти лазейки в формулах, чтобы обеспечить яхте наибольшую скорость, дать больше шансов экипажу на победу. В свою очередь авторы различных обмерных систем и формул, стремятся как можно более полно охватить конструктивные особенности яхт и уравнять их.