Как и когда подавать сигнал «SOS»

Cпасение жизней человека на море является приоритетной задачей и именно этому вопросу посвящены Конвенции ООН, регламентирующие наличие спасательного оборудования на борту, средств связи для подачи сигнала бедствия. Обычно перед капитаном или перед членами экипажа, если капитана на борту например уже нет, стоит вопрос такой — когда, как и какой подавать сигнал бедствия. Рассмотрим вариант прибрежного плавания, это большинство случаев путешествий под парусом.

 

 

 

 

 

Сигнал бедствия — когда подавать?

Сигнал бедствия можно и нужно подавать в случае, если возникла непосредственная угроза жизни экипажа. Например при затоплении яхты, при пожаре на борту, нападении пиратов, или по решению капитана.  Этот сигнал во время процедуры подачи его, например с помощью радиостанции, начинается со слов «May Day». Сигнал СОС (SOS) в настоящее время не используется, вернее может использоваться дополнительно.
При потере управляемости судна, потере им хода, посадке на мель (без повреждений корпуса), когда нет непосредственной опасности жизни и здоровью экипажа — сигнал бедствия «May Day» подавать не имеет смысла, поскольку будут спасать людей, имущество спасению не подлежит. Помните, что при эвакуации с полупритопленной, потерявшей управление или ход яхты, можно ожидать, что она станет чужой собственностью — по морским законам, кто найдет судно без экипажа в открытом море, тот им и распоряжается. Также следует учитывать, что большинство яхт, покинутых экипажем, оставались долгое время на плаву, когда же экипажа, что выбрал для спасения надувной плот, — больше не находили.Синал бедствия может подаваться в автоматическом режиме при активировании вручную или при погружени в воду разных технических устройств.

Для просьбы помощи существуют особые типы сигнала, например, когда просят помощь в виде буксира.
Если на борту есть заболевшие, у одного из членов экипажа наступил например приступ, тоже следует подать особый сигнал помощи. Для этого есть особые сигналы для вызова медицинской помощи. Как показывает практика, в регионе Турции например, помощь прибывает незамедлительно. Сигнал вызова какой-либо помощи начинается со слов «Pan-Pan», далее следует описание лодки, координаты, количество человек на борту и характер запрашиваемой помощи — нужен буксир или требуется медицинская помощь.
Если вы увидели в море например, плавающий  контейнер, или возникло желание предупредить других о чем либо, используется сигнал «Securite».

rescue37-1

Пожар на яхте — страшная вещь. Часто происходитот от неисправного газового оборудования

С помощью чего подавать сигнал бедствия?

На борту чартерной или собственной яхты, выходящей в вояж, должно быть несколько устройств, с помощью которых можно двумя и более независимыми способами подать сигнал бедствия.  Во первых, на яхте обязана находится УКВ радио станция. Каждый выходящий в море капитан, должен уметь обращаться с рацией и знать основы радио переговоров. Наличие этих знаний и навыков подтверждается сертификатом VHF Radio operator. На радиостанции есть возможность автоматической подачи сигнала бедствия. Он осуществляется нажатием красной кнопки, обычно защищенной от несанкционированного нажатия. После нажатия кнопки сигнал автоматически передается на все доступные станции.  Также необходимо подать сигнал бедствия, переключив станцию на 16 канал. Для подачи сигнала бедствия есть определенная процедура, набор специальных фраз, по которым сразу можно распознать характер бедствия. Во время передачи сообщения необходимо указать название судна, координаты, количество людей на борту, характер повреждений или причину сигнала бедствия. Для точной и быстрой идентификации вашего положения, следует указывать расстояние от какого-либо хорошо видимого объекта. Например: мое положение — 7 миль на северо-восток от маяка такого-то. Если кнопка нажата случайно, например баловались дети — следует обязательно отменить сигнал бедствия. Выйти на 16 канал и следуя определенной процедуре — отменить.
Кроме УКВ радиостанции на борту может быть спутниковый радиобуй EPIRB, который подает сигнал бедствия в автоматическом режиме при попадании в воду. Также подать сигнал бедствия можно с помощью спутникового телефона.
Если вы взяли лодку в чартер и случилась техническая поломка, или какое-либо происшествие  например, в Средиземном море действует мобильная связь, — позвоните менеджеру своей чартерной компании.

Альтернативные способы подачи сигнала бедствия — с помощью любых подручных средств для привлечения внимания. С помощью туманного горна, судового колокола, выстрелами из ракетницы, пуском сигнальных ракет. Можно пробовать воздействовать на самолеты или суда с помощью зеркала.   

Кто оплачивает спасение

Спасение жизни на море — бесплатно, государства договариваются и выделяют на спасение людей определенные суммы денег, содержат необходимую инфраструктуру. Однако, спасение имущества не является приоритетным. Поэтому, за буксировку вашей, потерявшей ход яхты, могут выставить достаточно большой счет. Также, если вы покинули яхту, вам, вероятно, придется её выкупать у нового владельца, подобравшего её в море. Часть расходов может быть покрыта страховкой, как это обстоит с медицинской помощью.

Кто будет спасать?

Организацией спасения, координацией всех действий занимается береговые службы, непосредственным спасением — службы береговой охраны. В координационные центры стекается вся информация — сигналы с аварийных буев, информация с кораблей участвующих в спасательной операции, сигналы бедствия. Там принимаются решения.  Распространенная практика — это использование быстроходных катеров типа RIB,  а также вертолетов для снятия людей с терпящей бедствия яхты.

Кто должен участвовать в спасательной операции?

Береговые службы, а также все суда, которые приняли сигнал бедствия. Даже прослушивание эфира, прием и дальнейшая передача сигнала бедствия — уже является участием. Если вы на небольшой яхте и рядом терпит крушение большое судно, слушайте эфир и выполняйте указания береговых служб.