Экспедиционные парусные суда

Деяния старины глубокой. Первый исследовательский парусный корабль России — бот «Святой архангел Гавриил». 
Российское государство в 17-18 веке стало стремительно расширятся. Исследователи, промышленники — заходили глубоко на восток вглубь континента, осваивали Сибирь, Дальний Восток и Камчатку.

 

 

 

 

В отсутствии дорог, главными транспортными артериями были реки и моря. Сформировались и наиболее удобные типы судов для перемещений грузов и людей по рекам. Но расширение государства требовало картографической и исследовательской работы. Нужно было описать земли, вошедшие в состав государства, реки и моря. До эпохи Петра кораблей, которые были специально предназначены для экспедиционных целей — попросту не было. Казаки и промышленники в своих плаваниях по северным морям использовали кочи, кстати, против которых выступал впоследствии Петр. Конструкция  их была выработана за столетия эксплуатации в суровых условиях Севера. Однако, нужно было более специализированное и подходящее судно.

Петр Первый задумывает Камчатскую экспедицию с целью картографировать обширные земли, узнать о проливе между Азией и Америкой и возможности водным путем достигнуть континента. Адмиралтейством и Петром Первым был сформирован ряд требований к исследовательскому судну —  небольшая осадка, чтобы мелководья не стали для экспедиции непреодолимой преградой, высокие маневренные качества, позволяющие уверенно лавировать, мореходность, небольшие размерения, но вместе с тем достаточная грузоподъемность. Судно также было построено в соответствии с регламентом военных кораблей того времени, чтобы при встрече с  кораблями других стран достойно представлять Военно-морской флот. Строили судно не «на глазок», а в точном соответствии с чертежами лучших военных судов того времени. Посмотрим на этот, наверное первый экспедиционный корабль России. Судно было построено в Нижнекамчатке экспедицией Витуса Беринга. Строили его до спуска на воду, но без палубы, всего в течении двух месяцев, работая весь световой день.

Бот «Святой архангел Гавриил»

Итак, судно было 18.3 метров длиной, 6.1 метр ширины и имело осадку 2.3 метра. Внутри судна было помещение для экипажа — кубрик, трюм, офицерские каюты и крюйт-камера. Это был палубный бот, с парусным вооружением, позволяющий нести 5 парусов. По бокам были шверцы, для предотвращения дрейфа под парусами. Вооружение стандартное должно было состоять из 4 фальконетов, у конкретного «Святого Гавриила» на борту было 7. Конструкция судна себя оправдала, и оно служило людям почти 30 лет в непростых условиях северных морей. На борту судна во время Камчатской экспедиции было 35 членов экипажа и 6 офицерских слуг. Среди них плотники, переводчик, матросы, лекарь, солдаты, «штюрман», мичман, капитан, лейтенант, парусник и конопатчик. Как видите — состав экспедиции был весьма продуман. Считаю, что именно удачный подбор членов исследовательской партии, хорошее судно и материально-техническое обеспечение — способствовало успеху как этой экспедиции, так и последующих. Провизии в трюм для Камчатской экспедиции загрузили: муки 458 пуд 29 фунтов, сухарей 116 пуд 25 фунтов, круп 57 пуд, мяса 70 пуд, рыбы соленой 10 бочек 21 вязка, жиру рыбьего 2 бочки, соли 2 пуда, сала говяжьего 7 пуд 20 фунтов, пороху 7 пуд 27 фунтов, воды 35 бочек, квасу 2 бочки, гороху 2 пуда, дров сажен с 5 или 6.

St.Gavriil4

В 1728 году судно вышло в море и вскоре вошло в пролив между Азией и Америкой. На следующий год судно предприняло попытку дойти до побережья Америки, но сильные ветра и туман помешал это сделать. В результате бот обогнул Камчатский полуостров и экспедиция описала его побережье.  Во время плавания тщательно и весьма подробно велся вахтенный журнал. Вот как описывают в «лагбухе» : «А 729 году июня 5 дня, починя бот, что надлежало, вышли из устья реки Камчатки и пошли морем к востоку, понеже Камчатские жители сказывали, что бутто в ясные дни видеть землю чрез мори, а нам самим не случалось видеть, но, хотя известиться подлинно, и шли близ 200 верст, но токмо земли никакой не видали…». Экспедиция установила, что островов и больших «земель» к востоку от Камчатки поблизости нет. Замечу, что руководитель экспедиции Беринг, очень вдумчиво подходил к планированию экспедиции и обеспечению безопасности экипажа. Поэтому трагедий, каковые часто случались через почти 200 лет, удалось избегать — капитан-командор и его штурманы руководили кораблем умело и решительно.

mappa12
После экспедиции Беринга судно было использовано экспедицией под началом А.Ф. Шестакова — Д.И. Павлуцкого. Команде  и лодке пришлось пересечь Охотское море, Курильские острова и достичь берегов Чукотки.  Адмиралтейство предписывало не только обследовать новые берега, но и везде присоединять «землицы» к России.  Бот в своем плавании бросил якорь на мысе Принца-Уэльского, это уже Американский материк, произошли первые контакты с аборигенами. После совершения этих плаваний бот курсирует между Камчаткой и Охотском — побережьем материка.
Следует новый указ Сената — идти к Японским островам. Формируется флотилия опять же из бота «Святой Гавриил» и шитика «Фортуна», бригантины «Архангел Михаил» и трехмачтовый шлюп «Надежда». В 1739 году, через 10 лет постройки «Святого Гавриила» флотилия вышла в путь. Однако руководитель экспедиции опасался идти в «чужестранное море» и решил перенести экспедицию на следующий год. С этим не согласился капитан Святого Гавриила — сначала бот «отстал» а потом и потерялся, направившись, однако, прямиком к берегам Японии. Судно достигло островов и курсировало вплоть до Токийского залива.  Моряки все время плавания вдоль островов общались с японцами, сами сходили на берег и принимали у себя делегации. Затем бот достиг Охотска и плавал до 1755 года, соединяя Камчатку и материк. Был разобран за ветхостью.