Кубок Америки, история продолжается. Часть 2

После смерти Джона Кокса Стивенса и некоторых его компаньонов, оставшиеся решили передать выигранный трофей Нью-йоркскому яхт-клубу на условиях, которые они описали в дарственном акте. Этот дарственный акт, по сути, был правилами гонок, и гласил, что любой яхт-клуб любой страны может бросить вызов на парусной яхте от 30 до 300 тонн водоизмещения.

 

 

 

 

Также было сказано, что приз должен оставаться в ведении яхт-клуба а не владельцев яхты или команды и знаменует призыв к «дружественному международному соревнованию». Это было учреждением почетного переходящего международного приза — Кубка Америки.

NYyacht-club2

Нью-йорский яхт-клуб. Внутренние помещения

В последующие несколько лет никто не бросил вызов нью-йоркскому яхт-клубу. Только в 1868 году один из богатых людей Англии, Эшбери, железнодорожный магнат, заядлый яхтсмен, решил состязаться с американцами. Навязанные условия регаты были выгодны американцам. Джеймсу Эшбери навязали участие в регате на обычной трассе, на которой постоянно состязались американские яхтсмены, и которая была совершенно неизвестна англичанину. Однако регата стала очень популярна, на неё записалось 25, а вышло на старт 18 яхт. Итог был предсказуемым. Яхта англичанина «Камбрия», пришла 10, шхуна «Америка» четвертой, первой была американская же яхта «Мэджик»  и трофей остался в Нью-Йорке. Однако среди американцев нашлись джентльмены, в лице вице-командора клуба Беннетта, который протестовал против навязанных правил и не равных условий, однако, его никто не стал слушать, он в конечном итоге ушел с поста и яхт-клубом клубом стали владеть богатейшие люди своего времени — Вадербильдты и Морганы.  Джеймс Эшбери не сдается и строит яхту специально для следующих гонок, теперь его новая яхта «Ливония» несет в 4 раза больше парусов, чем «Америка». Англичанин требует провести парусное соревнования в открытом море в серии из 12 гонок, в каждой гонке он хочет представлять яхт-клубы, членом которых он является. Эшбери также настаивает на запрещении участия в регате швертботов. В конце концов, стороны приходят к компромиссу – гонок 7, а трасса проходит частично в море. Гонка началась 16 октября 1871 года. Пользуясь преимущественно слабым ветром, американская легкая яхта-швертбот, защитник «Колумбия» легко побеждает «Ливонию». На следующий день американцы в одностороннем порядке сокращают дистанцию на целых 5 миль. Это вызывает протест англичан. Во время состязания Эшбери обходит буй с правой стороны, как это обычно предусмотрено правилами. Надо сказать, что погода не благоприятствовала гонкам, более того, ветер стал почти штормовым. В этих условиях «Колумбия» пользуясь прорехами в правилах и отсутствием единых международных правил парусных гонок обходит буй слева, с более удобной стороны, соответственно обходит «Ливонию» и удачно финиширует. Судейский комитет отклоняет протест Эшбери, а то в свою очередь не признает его решение. На следующий день английская яхта выигрывает с большим отрывом у «Колумбии». Причина проста — американский экипаж, включая капитана напился до такой степени, что пришлось выходить в море матросам из экипажей других яхт. На последующих двух гонках выигрывает ещё одна американская яхта-защитник «Сафо» и подсчитывая очки – 4 из 5 гонок, американцы больше не выходят на старт. Однако Эшбери требует проведения двух гонок, выходит на старт в гордом одиночестве и засчитывает защитникам кубка 2 поражения. Итого по мнению претендента на Кубок Америки получается, что у него 3 победы и одну спорную он приписал себе. Он потребовал выдать себе Кубок, на что ему ответили отказом. По возвращении в Англию он выпускает брошюру, где обвиняет нью-йорский яхт-клуб в нечестном и неспортивном поведении.

Livonia2

«Livonia» против «Safo». Кубок Америки, 1871 год

Это подрывает доверие и только через 5 лет канадская шхуна бросает вызов защитнику. В самой Америке начинаются к тому времени отборочные соревнования на честь быть защитником клуба, что  дает большой стимул яхтенным конструкторам. Что касается Кубка Америки, то защитники легко выигрывают у канадской яхты в 1876 году и в следующий раз, в 1881. Тем временем старейший  американский яхт-клуб города Нью-Йорка передает приз единственному оставшемуся в живых учредителю, и тот вносит некоторые уточнения в дарственную. Дело в том, что англичане с проигрыша Эшбери упорно игнорировали Кубок Америки, намекая на нечистоплотность, что раздражало американских бизнесменов в яхтинге. Командором яхт-клуба становится Джеймс Беннетт и сразу же два английских яхт-клуба подают заявку на участие. Американцы успешно защищают кубок в двух соревнованиях, но претензии уже американцев к командору клуба Беннетту растут, его упрекают уже не только в честности, а в том, что гораздо хуже — в больших тратах, необходимых для защиты Кубка Америки. Яхты стали строить специально под это соревнование. Он покидает свой пост и его место занимает Джон Морган младший. Как и все остальные бизнесмены, тоже члены Нью-йоркского яхт-клуба, они совместно вырабатывают новые, более жесткие правила для будущих  претендентов. Самым трудным было обмерное правило. В заявке, которую необходимо было подать за 10 месяцев нужно было указать все размерения – осадку, длину и ширину. Если яхта при обмере непосредственно на соревнованиях  не соответствовала указанным параметрам, то она дисквалифицировалась. Дело в том, что яхты строились специально к регате и указать точные данные иногда было попросту невозможно. Также никто не исключал и уловок обмерщиков. Регата отныне должна была состоять из трех гонок, каковые проводятся по правилам принимающего клуба ( то есть в данном случае Нью-йорского).

NYyacht-club1

Интерьер Нью-йорского яхт-клуба — камин в «модельной комнате»

Англичане бойкотировали соревнование.  Только в 1892 году лорд Данревен бросил вызов – но он пошел в разрез с мнением английского общества. В регате 1893 года выиграли опять американцы, но и англичанин по всеобщему мнению был очень близок к победе.  Данревен решил бросить вызов ещё раз и строит новую яхту – «Валькирия III». Эта яхта шире американской и отлично ходит при слабых ветрах. Американские бизнесмены строят своего защитника – полностью металлическую яхту «Дефендер». Старт регаты сопровождает рекордное количество зрителей на всевозможных судах. Первую гонку выигрывает «Дефендер», но с минимальным отрывом. Перед второй гонкой английский лорд подает протест, он указывает, что на борт американской яхты уложили балласт, в результате чего длина яхты и максимальная скорость соответственно возросли. Данревен  настаивает на немедленном контрольном обмере и наблюдателе на обеих яхтах. Однако ему отказывают, а обмер проводят только утром, что дает пищу для размышлений и справедливых подозрений. На следующий день во время старта на стартовой позиции была толчея и яхта «Валькирия» немного зацепила американскую.  После того, как англичане с небольшим перевесом по времени выиграли эту гонку, «Дифендер» подает протест и «Валькирия»  дисквалифицирована. Английский лорд, член палаты лордов Великобритании требует обеспечить безопасность на дистанции, является утром на следующий старт, но отказывается стартовать и возвращается в Англию, откуда пишет извещение с просьбой вычеркнуть его из почетных членов Нью-йоркского яхт-клуба. Американцы в срочном порядке сзывают совещание и лишают его этого звания наперед. Английские яхт-клубы молчаливо согласились не принимать впредь участие в этих соревнованиях.

 

defender valkyrie

Кубок Америки — «Valkiria» против «Defender», 1895 год

Прошло несколько лет и в Нью-Йорке поняли, что без достойного соперника в лице англичан дела Кубка Америки захиреют. И такой соперник, который подходил всем нашелся, им сталанглийский бизнесмен сэр Томас Липтон. Да, именно тот человек, марка чая которого теперь повсеместно известна. И немалую заслугу в таком широком распространении брэнда сыграл яхтинг. Он оказался идеальным соперником – легко проигрывал с очень небольшим перевесом американцев, что позволило трофею на долгие годы остаться в Нью-йоркском яхт-клубе,  хорошо отзывался об американцах и самой Америке. Почти до самой своей смерти сэр Томас был претендентом на Кубок Америки и иногда победа была близка. Однако американцы продолжали хитрить. По правилам регаты, яхта претендента должна была прийти по морю к месту старта, что означало в данном случае перейти Атлантику.

Columbia Shamrock 1899

Первый претендент сэра Томаса Липтона на Кубок Америки — яхта «Shamrock» против защитника — яхты «Columbia», 1899 год

Поэтому яхта англичан была полноценной яхтой, как например яхта «Шэмрок 5» для участия в пятом по счету состязании сэра Т. Липтона, а американцы строили одноразовые конструкции, не пригодные потом к эксплуатации – только пустые и легкие корпуса с лебедками и парусами.  Возможно, именно поэтому марка Липтон в те годы в Америке и сейчас так популярна, из-за мудрого сэра Томаса, умевшего извлекать прибыль из всех ситуаций. Однако это совершенно не делает чести защитникам Кубка Америки. В последующих состязаниях такая «игра» продолжилась, даже как заметил один журнал — «Britania rules the waves, but America waives the rules», что значит – «Британия правит морями, но Америка управляет правилами».

ShamrockV5-2

Яхта Shamrock V участовала в регате Americas Cup в 1930 году, затем прошел ремонт и сейчас яхта  возвращена своим прежним владельцам — Lipton Tea Company

Последняя регата «Кубок Америки» на больших, специально построенных для этого состязания яхтах, была проведена в 1937 году и затем последовал долгий перерыв в 21 год. На этом заканчивается ещё одна часть истории Кубка Америки, история амбиций американцев, их жажды всегда быть первыми, причем любой ценой.  И это не удивительно, так как первую «скрипку» в яхтинге того времени играли люди с огромными состояниями, но часто с отсутствием элементарной порядочности. Трофей остался в Нью-Йоркском яхт-клубе, в котором он и был с 1852 года.