Кубок Америки, America’s Cup — история

История этого выдающегося яхтенного соревнования берет начало в Англии в 1851 году. На настоящий момент, это самое старейшее спортивное международное состязание в мире. Кубок «Америки» — это целая история, длиной уже более чем 150 лет.

 

 

 

 

 

Начало

Итак, начиная с середины 18 века, силами английских яхтсменов проводятся соревнования вокруг острова Уайт. C 1815 года, года своего основания,  соревнования эти проводит Королевская парусная эскадра, самый старый и знаменитый яхт-клуб Англии. Смотреть на эти гонки любит и Королева Виктория. Сама по происхождению немка (представитель Ганноверской династии) она много сделал для популяризации яхтенного спорта в Великобритании. Особенно она ратовала за культуру яхтсменов. Виктория увлекалась яхтингом, у королевской семьи на острове Уайт – её резиденции, был целый флот паровых и парусных яхт. Вообще имение королевы располагалось поблизости от яхт-клуба, что оказало влияние на развитие яхтинга. После проведения знаменитой всемирной промышленной выставки, королева Виктория решает позвать на регату в Каусе спортсменов со всего мира.

«Кубок ста гиней»

В 1848 году ювелирная фирма «Гаррард и Ко» изготавливает кувшин для награждения. Что интересно, этот кубок сразу же был изготовлен без дна. Говорят, это было личное пожелание королевы Виктории, так она заботилась о нравственности среди яхтсменов –   она терпеть не могла пьянства.  Этот кувшин покупает за 100 гиней старый лорд Энглси, заправский яхтсмен, фельдмаршал — одноногий герой наполеоновских войн. Регата в Каусе между членами «Королевской яхтенной эскадры» получает свое название – «Кубок ста гиней».

Кубок Америки. регаты b2sail

132 года этот трофей был в Америке, какое-то время он даже был прикручен болтом к основанию на месте его хранения в Нью-Йоркском яхт-клубе. Американцы говорили своим защитникам Кубка — на его месте будет голова проигравшего шкипера!

Шхуна «Америка»

На приглашение откликаются американцы. Они решают бросить вызов англичанам. К тому времени в США очень популярны лоцманские суда. Это особый вид судов, скоростной, несущий большое количество парусов. Формированию именно такого типа судов способствовали условия плавания – слабые ветра, постоянно изменяющие свое направление, течения. Принять участие в регате решил Джон Кокс Стивенс, командор Нью-Йоркского яхт-клуба. Он заказал яхту Джорджу Стирсу, сыну известного судостроителя Америки. Джордж решил построить самую быстроходную яхту в мире. Для создания яхты был организован синдикат во главе с Джоном Стивеном. По условиям контракта, стоимость постройки яхты равнялась 30 тысячам долларов, однако, в случае, если яхта окажется менее быстроходной, чем любое иное судно, можно было не уплачивать деньги. Яхта была построена в рекордные сроки,  однако на испытаниях она уступила в скорости швертботу «Мария», личной яхте командора Стивена.

Шхуна Америка b2 travel

Одна из первых фотографий шхуны Америка под парусами

Но шхуна «Америка», так назвали вновь рожденную яхту, была быстрее всех остальных судов, да и швертбот не мог пересечь океан. Испытания дали возможность сэкономить синдикату 10 тысяч долларов и шхуна отправилась через Атлантику в Англию. Будущие участники регаты — Джон Стивенс сотоварищи отправился заранее во Францию, чтобы закупить необходимы продукты для приема высоких гостей на борту яхты. Однако вопрос участия в регате ещё не был решен. На руках у яхтсменов находилось письмо командора Королевской яхтенной эскадры лорда Уитона, где он приглашал яхтсменов в Каус и выказывал готовность «оказать всяческую помощь». Командор английского яхт-клуба не сомневался в победе англичан, он ожидал, что его яхтсмены будут первыми и этой победой достойно завершится выставка и будет подтверждено положение Британии как «королевы морей», но американцы напротив придавали большое значение этому состязанию. Здесь на кон ставились их возможности и возможности Америки как новой морской державы.

Американцы бросают вызов

Этим временем шхуна «Америка» пересекла Атлантику и отшвартовалась в Гавре. На переходе  яхта показала среднюю скорость в 12 узлов. Как описывает Джеймс Стир,  — «паруса яхты обожают ветер», она обогнала по пути несколько британских скоростных барков, следующих тем же курсом.  В Гавре на борт садится оставшаяся часть команды. Американцы соблюдают режим секретности и скрывают скоростные качества шхуны «Америка». Яхта американцев причаливает в 6 километрах от Кауса. Англичане очень заинтересовались и высылают навстречу на разведку скоростную яхту «Лаверок» для сопровождения яхтсменов в Каус. Тут американцы не выдерживают, спортивный азарт берет верх над выдержкой и  капитан Браун, стоя за рулем, легко догоняет и обгоняет английскую яхту, оставляя её более чем в четверти мили на финише. Американская яхта с загнутыми назад мачтами настолько быстро двигалась, что было похоже — на борту двигатель. После прихода в порт, маркиз Энглси и командор Королевской яхтенной эскадры решили лично навестить яхту и проверить её. Нетерпение и любопытство их было настоько велико, что они не стали дожидаться положенной по этикету половины часа, и в полном составе были на борту «Америки» уже через 20 минут, как шхуна бросила якорь. Старый 82-х летний маркиз-яхтсмен Энглси все пытался углядеть с кормы винты и скрытую паровую машину, да так, что чуть не вывалился за борт. Не найдя никакого механизма, а только безукоризненные обводы, он воскликнул,- «похоже, все мы ошибались!» Яхта, как и выправка экипажа, произвела впечатление на английских моряков.
Командор Нью-Йоркского яхт-клуба бросил вызов английским яхтсменам. Стивенс предложил Королевской яхтенной эксадре гонку, в которой шхуна «Америка» соревновалась против любого числа яхт, отобранных яхт-клубом. Гонка должна проходить по Ла-Маншу, в его открытой части, при ветре не менее шести узлов. Однако, возникли сложности. Сейчас принято считать, что англичане испугались яхты и вызова, но это не совсем так. И дальнейшая история Кубка Америки это доказывает. Тон вызова и условия гонки, выгодные, как думали англичане, заявителям не нашли поддержки.  В ответ комнадор Уилтон объявил американцам, что известить и собрать яхтсменов  за такое короткое время трудно, но они могут принять участие в регате «Кубок 100 гиней», на который допускаются суда всех типов и под всеми флагами. Однако американцы подумали, что они могут диктовать условия. Стивенс написал в ответ — по его мнению, регата должна  быть не менее 20 и не боле 70 миль длиной, должна проходить в открытом море при достаточно сильном ветре, и дистанция должна быть построена так, чтобы яхты двигались с попутным и встречным ветром. Он предложил приз в 10 тысяч гиней победителю регаты. Однако англичане ничего не ответили. Мало того, они даже отказали им в участии в регате устроенной соседним яхт-клубом «Виктория» — по официальным правилам, в соревновании могли участвовать яхты принадлежавшие только одному владельцу, а шхуной «Америка» владел синдикат. Американцы не сдаются и посылают ещё одно предложение и повторяют пари. В Каусе проходят многочисленные гонки, а американцы все ждут ответа. Тем временем они выходят в море и состязаются в частном порядке вне конкурса с английскими яхтами и обгоняют их  все. Английская общественность негодует непонятным поведением английских яхтсменов, а Стивенс  обвиняет их в трусости, об этом репортеры пишут даже в  в газете «Таймс». Однако это была не трусость, а расчет. Обнаруживая все больше достоинств у шхуны, англичане не хотели соревноваться в невыгодных для себя условиях.

Остров Уайт. Регаты b2 travel

Скалы острова Уайт

Командор Нью-Йоркского яхт-клуба Стивенс сдается и подает заявку на участие в регате 22 августа 1851 года вокруг острова Уайт. В чем подвох? Это очень сложная акватория, где много подводных скал, постоянно меняющиеся ветра и течения. Этот маршрут хорошо знаком местным яхтсменам, но представляет большие трудности для американцев. Как только была подана заявка, тут же нашелся желающий соревноваться с американцами по их условиям, правда на приз в 100 фунтов.  Гонка прошла 28 августа и была лишь проявлением вежливости со стороны англичан.
Тем временем американцы начали подготовку к регате. Консул нашел и пригласил самого опытного лоцмана – Андервуда. Поток заявок после принятия решения американцев сразу увеличился и на регату записалось 17 и вышло на дистанцию 15 яхт. Посмотреть на регату пришли большое количество народа, втом числе и иностранцев. Наблюдать за яхтсменами на регате вызвалась сама королева Виктория.   Регата началась в 10 утра выстрелом из пушки. Регату сопровождал большой флот частных яхт и пароход с гоночной комиссией.

Гонка

Сначала шхуна «Америка» слегка отстала, вперед вырвались яхты «Джипси куин», «Битрис,  «Волант», «Констэнс», «Эрроу». Эти яхты подняли все паруса, а шхуна «Америка», следующая за ними, несла лишь основной парус и стаксели. Постепенно американская яхта начинает догонять и обгонять суда на дистанции. Буквально через 15 минут «Америка» обогнала все яхты, кроме яхт «Волант», «Фрик» и «Аврора». Затем американская яхта обгоняет все яхты. Даже несмотря на периоды полного затишья, английские яхты не могли догнать шхуну «Америка». Только яхта «Аврора» ещё видит впереди себя слабый силуэт, который постепенно  исчезает. У западного мыса стихает ветер и опускается небольшой туман и шхуна «Америка» встречается с королевской яхтой. Королева Виктория спрашивает  у вахтенного офицера, смотрящего в подзорную трубу, – «какая яхта первая? —  Шхуна «Америка» ваше Величество», — отвечает офицер, -«а какая вторая?» – и следует ответ —  «а второй нет».

AmericasCup3

Регата вокруг острова Уайт

Финишировала «Америка в 20:34, о чем было извещено выстрелом из пушки, второй была «Аврора», которая пришла в 20:58, «Бекенти» пришел в 21:30, Эклипс» — в 21.45, а «Бриллиант» — в 1.20. Остальные яхты не пришли – у яхты «Волант» сломался бушприт, «Эрроу» села на мель, а яхта  «Алярм» осталась ей помогать. Остальных не дождались.
Победа «Америки» сложилась также благодаря многим факторам — отличной яхте с интересными обводами, грамотному и квалифицированному экипажу, уверенности и воли к победе. Неоценимую помощь окаал лоцман, который провел их рискованным маршрутом, идя по которому следом за «Америкой» села нам мель «Эрроу». Этот был путь между островом Уайт и небольшим островком с маяком, что послужило даже причиной возражений, но в правилах ничего не было сказано об этом, и победа осталась за американской командой.
После победы королева Виктория лично посетила шхуну «Америка» и отдала честь её изысканным интерьерам. Яхту синдикат, как только получил  подходящее предложение, продал с небольшой выручкой. Некторое время спустя счастливый новый  владелец получил соощение, что в трюме спрятано 24 бутылки мадеры 50-тилетней выдержки, которую спрятала жена командора Стивенса ещё в США и все забыли об этом.
Полученную награду члены синдиката решили переплавить на медали каждому, но после смерти Джона Стивенса Кубок решили передать в Нью-Йоркский яхт-клуб. На настоящее время это самый желанный яхтенный трофей парусного спорта.