МППСС-72.  Важные моменты

В этой небольшой статье я бы хотел обратить внимание будущих капитанов-любителей на некоторые правила МППСС-72 и дать несколько комментариев. Официальный текст правил можно посмотреть на окрытых ресурсах.

 

 

 

Правило 2. Отвественность

Итак, первое, что бросается в глаза во время изучения Международных Правил Предупреждения Столкновений Судов в море — это ответственность. В отличие от правил дорожного движения, где может быть прав тот, кто неукоснительно соблюдал все правила, согласно МППСС виноватым в случае инцидента будут признаны оба капитана. Также ответственность могут понести владельцы судна и экипаж.  Еще один интересный нюанс — если для предотвращения столкновения правила могут быть  нарушены, то они должны быть нарушены.

Правило 3. Общие определения

В этом разделе описываются определения и понятия, используя которые, в дальнейшем будут описаны и расшифрованы правила расхождения судов.
Судно с механическим двигателем — это любое судно, оснащенное механической установкой — двигателем, да хоть и бы и веслами. Парусное судно, идущее под всеми парусами, но включившее двигатель, перестает  быть парусным судном, и становится судном с механической установкой. Это связано в первую очередь с возможностью осуществления быстрого маневра, судну под мотором гораздо легче маневрировать.
Высокоскоростные суда, такие как судно на воздушной подушке, судно на подводных крыльях — тоже «моторные».
Судно занятое рыболовством — это судно, которое работает, то есть выполняет работу по вылову рыбы, и в следствии этого не может свободно маневрировать. Представим как траулер выбрасывает многометровый трал, которые постепенно набивается рыбой. Может ли такое судно легко изменить свой курс и скорость? Очевидно нет. Соответственно, моторное судно или парусная яхта, занятое спортивным выловом рыбы не является «рыбаком», так как не ограничено в возможности маневра, проще говоря, удочки и снасти легко снять или пожертвовать ими для выполнения необходимого маневра.
Вообще судно ограниченное возможностью маневрировать, включая судно занятое рыболовством, таковыми являются во время выполнения своей работы.  То есть, рыболовное судно втянув трал — становится просто моторным судном, со всеми своими обязанностями.  
Также и например укладчик кабеля или трубопровода. Завершив операцию — судно становится опять-таки обычным моторным судном. Как отличить эти суда? Во первых по внешнему виду, во вторых по особым знакам днем и огням ночью. Часто суда, «рыбаки», кабелеукладчики, минные тральщики и другие суда ограниченные возвожностью манверировать, не снимают дневных фигур, даже закончив свою работу.

Судно на ходу это судно подчиняющееся трем НЕ — не отшвартовано, не стоит на мели  и не на якоре.
Тут возникает интересный вопрос, а судно с механическим двигателем, но лежащее в дрейфе, как будет уступать дорогу другим судам? Как его определить, может, это судно лишенное возможности управляться? Очень просто — судно лишенное возможности управляться должно вывесить соответствующую фигуру днем и огни —  ночью. Если их нет, то это судно с механическим движителем на ходу, но не имеющее хода относительно воды. Вообще по правилам МППСС такое судно должно уступить дорогу другим судам — ограниченным в возможности маневрировать, парусным и так далее. Из практических действий, можно запросить судно по УКВ радиосвязи. Возможен случай, что капитан и вахтенный спят и не могут своевременно предпринять маневр, но тогда они нарушают правила МППСС, которые гласят, что нужно осуществлять постоянное наблюдение.
Следующее важное определение  «видимость». Суда на виду друг у друга — это значит визуально наблюдаемые, когда одно судно должно видеть другое. Видеть требуется глазами, а не посредством электронных приборов, радара, например. Ограниченная видимость это особые условия в атмосфере — наличие частиц препятствующих обзору — туман, морось, снегопад, ливень, песчаная буря и т. д. Ночь не является условием ограниченной видимости, так как можно увидеть огни судна.

Правило 6. Безопасная скорость

Согласно этому правилу суда должны следовать с безопасной скоростью, чтобы можно было предпринять надлежащее и эффективное действие для предупреждения столкновения.
При этом в правиле указывается, что надо учитывать множество факторов — от условий видимости до метеорологической обстановки.  Но возникает вопрос, а собственно, какой должна быть эта скорость? Так вот, безопасная скорость должна позволять останавливаться на половине пути до другого судна. В условиях ограниченной видимости до половины расстояния до границ видимости. Мы предполагаем, что другое судно также следует этой хорошей морской практике и мы остановимся, избежав столкновения.